Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Навчальний матеріал. Пункт 4




Інструкції:

Прочитайте пункт 4 та складіть психологічний портрет дітей 16-18 років (письмово).

Старшие классы школы

Оптимальная среда для совместного обучения мальчиков и девочек. Особенности периода: интерес к взаимоотношениям мальчиков-девочек; общение и решение конфликтов; время совершенствования развития мозга и пола; влияние родительских и образовательных моделей; возрастной кризис.

В старших классах средней школы учащиеся нуждаются в том, чтобы позитивно выглядеть в глазах сверстников. Общение с ними оказывает огромное влияние на интеллектуальное развитие. В этот период проявляется сверхчувствительность к критике в свой адрес, провоцирующая конфликты. Когда между учащимся и учителем возникает конфликт, за который учитель может извиниться, иногда вызывая извинение учащегося, появляется обучающий момент огромного значения. Это особенно важно, если учитель пользуется доверием и уважением учеников.

Учитывая особенности подросткового возраста (табл. 5), в образовательном учреждении необходима разработка и реализация программы (например, «Школа жизненных ситуаций»), способствующей приобретению навыков принятия решений, разрешения конфликтов, ведения переговоров и публичных выступлений. Такая программа научит и поможет поддерживать друг друга, избегать стрессов, приводящих к рискованному поведению.

Кризисный возраст – 16-18 лет. Это переход от родительской опеки к взрослому миру; реальный или символический отрыв от родительского дома, освоение новой социальной роли.

Особенности психологического развития старшеклассника

Юноши Девушки
Высокие показатели: • эргичности (жажда деятельности, активности, стремление к расширению сфер деятельности); • индивидуального темпа (высокая скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности) Высокие показатели: • социальной пластичности (легко переключаются с одних программ поведения на другие, стремятся к разнообразным формам деятельности); • социальной эмоциональности (чувствительны к неудачам в общении, часто испытывают неуверенность, тревогу). Характерно проявление взаимозависимости: они обретают собственную индивидуальность в социальных связях
Общение предпочитают деловое (достаточно бумаг и не обязательны встречи). При разговоре отсекают все, что не относится к его теме Предпочитают общение вербальное, так как больше получают информации – их слух острее. Слушают, сосредоточив внимание на детальной интонации. Хорошо различают звуковые полутона и другие звуковые сигналы. Лучше улавливают нюансы непроизвольной мимики жестикуляции
Почти свободны от влияния эмоций на выводы. Делают точные выводы на основе статистических данных. Имеют большой лексический запас (совокупность слов). Используют ненормативную лексику для снятия стресса Любую информацию сопровождают эмоциями. Используют в разговоре большее количество слов. Тонкие коммуникаторы: более изобретательны и мобильны в применении контактов, легко переключаются, учитывают желание собеседника, способны проявить сочувствие в разнообразных формах (вербальных и невербальных), улавливают ситуативную множественность смыслов, способны в общении взять на себя несколько психологических ролей одновременно, используют различные психологические уловки: разговор в режиме «побочных ассоциаций», разногласия решаются путем переговоров
Стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность Особое внимание уделяют отношениям и общению

 

Питання для самоконтролю:

1. Какими проявленими характеризуються кризисные периоды у детей дошкольного возраста?

2. Какие особенности психофизиологического развития младших школьников Вам известны?

3. Какие психологические задачи стоят перед чениками средних классов?

4. Назовите особенности психофизиологического развития старшекласников.

Висновки

Широкая норма реакции женского пола обеспечивает им более высокую, чем у мужчин, пластичность (адаптивность) в онтогенезе. Это относится и к психологическим признакам. Отбор в зонах дискомфорта идет в разных на-правлениях: женский пол может «выбраться» из этих зон за счет приобретенных навыков в воспитании, обучении и приспособлении, в общем— адаптивности. Для мужского пола такой путь закрыт из-за узкой нормы реакции; только наход­чивость, сообразительность, изобретательность могут обеспечить ему выживание и некомфортных условиях.

Учитывая гендерные характеристики разных возрастных групп, мы можем говорить о следующих особенностях поведения мальчиков и девочек.

Что касается ориентации в пространстве, то мальчики прекрасно ориентируются в пространстве, на местности, так как умение двигаться по карте предпо­лагает развитое трехмерное воображение, чтобы определять направление. Исследования показывают, что мозг юноши может измерять расстояние и скорость, определяя, где сменить направление. Хорошая ориентация и пространстве позволяет юноше разворачивать карту в уме, точно определять направление, в котором надо двигаться. Географическую информацию он легко запоминает: если мальчик возвращается в определенное место через некоторое время, то карта ему уже не нужна.

Поэтому мальчики выбирают пространственные игры, виды спорта, а впоследствии и профессию, связанную с пространственной ориентацией.

Пространственная ориентация связана с функционированием фронтальной частью и правого полушария.

Отличную способность ориентироваться на местности имеют только 10% девушек, остальные — ограниченную способность к ориентации. В женском мозгу за пространственную ориентацию отвечают оба полушария: отдельной области, поддающейся измерению, как у мужчин, не обнаружено.

Для девочек чертеж выглядит набором бессмысленных линий, они оказы­ваются совершенно беспомощными, если надо следовать устным инструкциям.

Составление карты есть двухмерная задача, поэтому девушки с ней успешно справляются, но движение по карте предполагает развитое трехмерное вообра­жение.

Они не обладают способностью ориентироваться по карте, но умение орга­низовать нужных людей и подобрать оборудование для выполнения этой задачи помогает девочкам добиться успеха.

Если для мужчин вождение машины — это тест на пространственную ори­ентацию, то для женщин — это задача, как безопасно проехать от одного пункта до другого, поэтому они более осторожные водители.

Девочки, женщины очень быстро теряются в незнакомом здании (особенно, если оно многоэтажное), быстро забывают, где был расположен вход или выход.

Поиск и нахождение новых решений — область деятельности мальчиков. Мальчики охотнее берутся за новые, требующие поиска, неординарные задачи, часто их не доводят до завершения. Новаторство в любом деле — миссия мужского пола. Мужчины первыми осваивали все профессии, виды спорта. Даже вязание изобрели мужчины, хотя сейчас это монополия женщин.

Роль авангарда принадлежит мужскому полу и в различных заболеваниях. Именно мальчики, мужчины чаще подвержены «новым» болезням, болезням века — атеросклерозу, раку, шизофрении, СПИДу, а также социальным порокам — алкоголизму, курению, наркомании, азартным играм, преступности и т. д.

Область деятельности девочек — освоение и закрепление, а также совер­шенствование. Девочки лучше доводят решение знакомых задач до совершенства.

Реакции на стрессовую ситуацию и перегрузки юношки и девушки дают также разную. Юноши реагируют агрессивным неконтролируемым поведением. У девушек начинается депрессия: они чувству­ют себя слабыми, им хочется плакать, кажется, что от них слишком много тре­буют, хочется все бросить и куда-нибудь убежать. Наступает состояние страха, снижаются сексуальные функции. Депрессии у девушек, женщин бывают чаще, чем у мужчин.

МОДУЛЬ 2. Тема: „ Основні поняття гендерної педагогіки”

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.