КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гендерные стереотипы и установки
Навчальний матеріал. Пункт 1. Методичні рекомендації до вивчення Розділу 2.1. Розділ 2.1. Гендерные стереотипы и установки Зміст розділу: Понятия гендерный стереотипы и установки, гендерные схемы, особенности функционирования гендерних стереотипов. Ключові слова розділу: гендерный стереотипы и установки, гендерные схемы; согласованность; схематичность и упрощенность; эмоционально-оценочная нагруженность; устойчивость и ригидность; неточность. Цілі та завдання: Успішне вивчення розділу дозволяє: Мати уяву про гендерные стереотипы и установки, гендерные схемы. Розуміти особенности функционирования гендерных стереотипов. Знати основные характеристики функционирования гендерних стереотипов. Володіти ключовими поняттями. Під час вивченні Розділу 2.1. важливо зрозуміти як функціонують гендерні стереотипи та гендерні схеми. Інструкції: Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу. Гендерная педагогика – это широкое поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, возникновения социальных ролей и норм. Важным в изучении гендера является возможность педагогам видеть одновременно индивидуальное и культурное в личности как диалектически взаимосвязанное одно с другим. В процессе приобщения к культуре индивидуум постепенно усваивает культурные составляющие и тем самым формирует свою личность в соответствии с ними. Объектом гендерной педагогики являются обучаемые разного пола, а предметом – закономерности, принципы и технологии обучения и воспитания учащихся различной половой принадлежности. Общество базируется на равноправии мужчин и женщин, поэтому система обучения и воспитания не предусматривает деления по половому признаку, хотя в поведенческих характеристиках воспитания по отношению к мальчикам и девочкам существует различие. Начало формированию теории стереотипизации положили американские ученые. В 1922 году вышла книга Уолтера Липпмана «Общественное мнение», которая ввела в научный оборот понятие “стереотип”. «Стереотипы, – писал У. Липпман, – это предвзятые мнения», которые «решительно управляют всем процессом восприятия. Они маркируют определенные объекты как знакомые или незнакомые, так что едва знакомые кажутся хорошо известными, а незнакомые – глубоко чуждыми». Любое общество характеризуется набором стереотипов – как “опознаваемых” знаков, облегчающих и упрощающих процесс социальной адаптации. Они – «один из инструментов, помогающих человеку ориентироваться в повседневно возникающих событиях». Актуальность исследования всех социальных стереотипов заключается в сходстве поведения людей, обусловленного разделяемыми стереотипами [Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., 2002]. Гендерные стереотипы являются одной из разновидностей социальных стереотипов. В них, так же как и в других видах социальных стереотипов (например, этнических, политических, конфессиональных, профессиональных), отражаются особенности восприятия людьми представителей собственной и другой гендерной группы. В российской литературе определение гендерных стереотипов было предложено О.А. Ворониной и Т.А. Клименковой. Они считают, что гендерные стереотипы – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей [Воронина О.А., Клименкова Т.А. 1992]. Сходное определение гендерных стереотипов предлагается американским психологом Д. Мацумото: «Гендерные стереотипы – психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо женщинам» [Мацумото Д. 2002.] Украинский ученый В.П. Кравец дает слеующее определение: гендерний стереотип – упрощенный, стойкий, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и женщин. Отличие в этих определениях гендерных стереотипов связано с тем, что в первом определении акцент сделан на понимании гендерных стереотипов как компонента культуры, а во втором – как социально-психологической характеристики личности. Гендерные стереотипы как продукт культуры представляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. Эти модели упрощенные и схематичные, они помогают человеку систематизировать информацию о мужчинах и женщинах не как об индивидуальностях, а как о представителях больших социальных групп. Гендерные стереотипы – инструмент классификации окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин или женщин, с которыми человек взаимодействует. Психологические и поведенческие характеристики мужчин и женщин, наполняющие гендерные стереотипы, на субъективном уровне становятся нормативными эталонами, с которыми субъект соотносит и характеристики своей гендерной идентичности, и личностные особенности мужчин и женщин, которые его окружают.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |