Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социализации




Усвоение социальных норм, правил и особенностей поведения в соответствии с установками и стереотипами о роли, предназначении и положении мужчины женщины в обществе — это процесс гендерной социализации, которая активнее всего проходит в гендерной системе.

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

Ранняя (первичная) социализация. Понимание своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, в дальнейшем идет развитие и обогащение за счет приобретенного опыта. Процесс социализации начинается еще до рождения ребенка, когда родители покупают мальчикам одежду голубого цвета, а девочкам — розового.

Информация к размышлению

Традиция одевать девочек в розовое, а мальчиков в голубое началась с Указа Павла I от 1797 года: все новорожденные члены императорской семьи становились кавалерами высших степеней российских орденов: девочки святой великомученицы Екатерины, мальчики — святого апостола Андрея Первозванного. К этим наградам полагались муаровые ленты: соответственно, розовая и голубая.

Спустя 200 с лишним лет психофизиологи провели эксперименты, в которых выяснилось, что женщины подсознательно отдают предпочтение розовому цвету, а мужчины — голубому, причем это «работает» для представителей даже тех культур, где за полом не закреплены цвета, например, в Китае. В результате ученые предположили: любовь к розовому и голубому имеет биологические основы и является врожденным качеством.

Как вы думаете, почему будущие родители хотят знать, кто у них будет — мальчик или девочка? Почему окружающие тоже хотят быть в курсе? (Отчего беременную женщину все постоянно спрашивают, кто у нее будет и кого она хочет — мальчика или девочку?) Эти пытливые умы интересуются полом ребенка только потому, что, в зависимости от существующих у них стереотипов, представляют себе детей по-разному. Родители хотят знать пол ребенка, поскольку от этого будет зависеть, как они его назовут, какую одежду, игрушки и украшения будут покупать, чем будут с ним заниматься.

Половое самосознание начинается с осознания своего тела. Основой полового самосознания являются фразы типа «Я — мальчик, я — девочка». На втором году жизни ребенок может называть свой пол, а объяснить не умеет. Ребенок знает о существовании различий между мальками и девочками: мальчики носят брюки, а девочки платья, знает о различных требованиях к поведению. Телесная половая идентичность формируется в возрасте 3 лет.

К 5-6 годам ребенок осознает свою половую идентичность, так как психика и поведение, соответствующие полу, в этом возрасте уже сформировались. Процесс усвоения ребенком представлений о мужском и женском поведении очень доходчиво, достаточно полно представлен С. Бем в описании теории гендерной схемы и ее применении для развития ребенка.

Теория гендерной схемы предполагает, что половая типизация является результатом научения. А следовательно, является поддающимся изменению явлением. Развивающийся ребенок обучается представлениям о мужском и женском, в большей степени опираясь на информацию, предлагаемую родителями. Поэтому характеристики полоролевых стереотипов значительно различаются друг от друга в каждой семье и у каждого человека. Эти определения содержат в себе разнообразную и разветвленную сеть ассоциаций, связанных с полом, которые представляют не только черты, связанные с анатомией, репродуктивными функциями, разделением труда, установками личности, но и другие черты, более отдаленно связанные с полом (одежда, цвет).

Теория гендерной схемы рассматривает восприятие информации о мужском и женском поведении как творческий процесс, а не как копирующий. Схема — это познавательная структура, сеть ассоциаций, которая организует и управляет восприятием индивида. Таким образом, процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду свою структуру и значение входящих стимулов. Теория гендерной схемы утверждает, что феномен полотипизации происходит в результате:

1) усвоенных полоролевых стереотипов и 2) дифференциации информации (принимается только та информация, которая соответствует представлениям о мужском и женском поведении). Было проведено исследование, которое проверяло и подтвердило гипотезу о том, что полотипизированные личности спонтанно отбирают и быстрее обрабатывают информацию, связанную с их полом, несмотря на существование другой информации. Акцентируя наше внимание на отдельных вещах, гендерные схемы влияют на переработку информации и, кроме того, оказывают воздействие на память, так как легче запоминается та информация, которая вписывается в рамки уже имеющихся представлений.

С позиции сформулированной Колбергом (1966) теории когнитивного развития гендера, вся информация, касающаяся гендерного поведения, отражается нас в сознании в виде гендерных схем. В них содержится все, что данный человек знает о стереотипах поведения, нормах и правилах социальной жизни.

После 5-6 лет изменить половое самосознание человека очень сложно. Воспитание до этого возраста ребенка, не соответствующее возрасту (например, родители ожидали ребенка другого пола), создает большие трудности для усвоения половой роли. Главную роль в процессе социализации в этом периоде играет семья. Ранняя социализация связана с приобретением общекультурных знаний, освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.