Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичная социализация делится на периоды




Период 7—17 лет. Расширяется социальная граница жизни ребенка.

Происходит его знакомство с социальными ролями, например, ученика различных периодов обучения: ученик начальных классов, средних классов, старших классов. Каждой роли предписываются свои правила и нормы поведения.

К концу дошкольного возраста и у мальчиков и у девочек прослеживаются 4 типа полоролевого поведения: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный. В исследовании Л.Э. Семеновой приведены характеристики данных гендерных типов.

Маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают женское общество и отдают предпочтение мужскому авторитету. Не терпят возражений, отстаивают собственное мнение любыми доступными для них способами, предпочитают лидирующие позиции.

Фемининные дети независимо от половой принадлежности принимают эмоциональный, зависимый, подчиненный стиль поведения. Часто проявляют отказ от собственной инициативы и самостоятельности, ориентируясь на других. Фемининые мальчики сознательно ограничивают свое «исследовательское пространство», ожидание критических замечаний создает им трудности в общении.

Андрогинные дети относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на осознание различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Им присуща высокая социальная активность. Их способы поведения и контакты оказались самыми многочисленными и разнообразными. Андрогинные дети объединяют и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты. Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров. Пассивность, низкие реальные достижения, социальное непринятие в коллективе третников — основные характеристики этого типа детей.

Младший школьный возраст имеет широкий диапазон особенностей пола, как у мальчиков, так и у девочек. Связано это с глубиной осознания ребенком своей половой принадлежности. Адекватное формирование половой идентичности благоприятно влияет:

· на усвоение ребенком культурных норм, образцов, демонстрирующихся взрослыми;

· развитие системы межличностных отношений ребенка, формирование коммуникативных навыков;

· установление его статуса в группе сверстников, нормальной адаптации и социализации.

Этап установления полоролевого поведения длится до 12—13 лет на основе врожденных особенностей, под влиянием семьи и социального окружения. Ребенок непроизвольно выбирает для себя манеру поведения, которая наиболее полно соответствует его запросам и в то же время не противоречит общественным нормам. Особое влияние оказывают образовательные учреждения, группы сверстников и средства массовой информации.

Особым этапом вторичной социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

Период профессиональный. Период связан с овладением специальными знаниями навыками, приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей. Нельзя забывать и то, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Процесс социализации может сопровождаться и процессом ресоциализации, по определению Э. идденса — это разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм.

Как правило, ресоциализация происходит, если личность попадает в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения).

Период пенсионного возраста. Для данного периода характерно изменение образа возраста изни в связи с исключением из среды производства.

Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры общества. Социализация конструирует гендер личности. Таким образом, при выполнении различных гендерных ролей происходит дополнение и изменение соотношений биологического и социального в личности.

Как же много факторов влияет на культурную составляющую личности? Сила социальных норм и культурных традиций оказывает непрестанное давле­ние на сознание человека и формирует его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.