Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостная система воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ




Тема 8.

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).

1. Стимулирующе-мотивационный – формирование мотивации, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.

2. Целевой – цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства. В Концепции дошкольного воспитания указана цель воспитания дошкольников – всестороннее гармоничное развитие ребенка, охрана и укрепление здоровья, обеспечение полноценного физического развития, всестороннее психическое развитие и формирование личности.

3. Содержательный – объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации. Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание. Содержание дошкольного воспитания регламентировано федеральными государственными требованиями.

4. Операционально-деятельностный – комплекс форм, методов, организационно-педагогических условий и средств воспитания.

5. Контрольно-регулировочный – контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекция хода и результатов.

6. Оценочно-результативный – диагностика уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, постановка новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.

Форма воспитания– внешнее выражение воспитательного процесса. Формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые. Форма воспитания содержит в себе комплекс методов и приемов воспитания, которые осуществляются с помощью различных средств.

Методы воспитания– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).

Методы формирования сознания личности 1. Словесные методы: этические беседы, рассказ, разъяснение, убеждение, чтение литературы; анализ поступков героев книг, мультфильмов, взрослых и детей в жизненных ситуациях. 2. Наглядные методы: наблюдение за поведением взрослых и детей,демонстрация кино- и видеоматериалов, жизненных ситуаций; пример поведения; рассматривание слайдов, иллюстраций с воспитательным содержанием; театрализация.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения 1. Приучение. 2. Упражнение. 3. Воспитывающие ситуации, в основе которых лежит борьба нормы и внутренних побуждений ребенка. 4. Игровые методы: игры-драматизации, ролевые игры, обыгрывание жизненных ситуаций.
Методы стимулирования деятельности и поведения 1. Поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд, авансированное доверие, вручение наград, медалек). 2. Порицание (неодобрительный взгляд, замечание, лишение обещанной награды, запрет, метод естественных последствий). 3. Создание для ребенка ситуации успеха. 4. Соревновательные методы.
Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса 1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. 2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. 3. Беседы с детьми и родителями. 4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. 5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций. 6. Социометрия. 7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений.

Средства воспитания– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова):

1. Средства материальной культуры – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры – книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира – явления природы, растительный и животный мир.

Ведущие принципы воспитания: ориентация на развитую личность ребенка; воспитание личности в разных видах деятельности, в режиме дня; единство требований к ребенку со стороны родителей и педагогов; опора на положительное в ребенке, принятие его как данности, со всеми особенностями; гуманизация воспитательного процесса; сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности и творчества ребенка; соответствие воспитания (целей, содержания, технологий) возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей; принцип диалогичности во взаимодействии с детьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.