Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Негативные тенденции в образовании





  1. Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся.


В последние годы фиксируется тенденция ухудшения здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:


  • неспособность детей справиться с учебной программой;

  • усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

  • чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40-42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).

 


  1. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.


Унификация образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающая вариативность и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на "среднего ученика" без должного учета интересов и способностей каждого школьника; преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися "готовых", "завершенных" знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.


  1. Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.


Дидактоцентризм определяется как результат превращения урока в центральное звено учебно-воспитательного процесса школы.

Предметоцентризмом обозначается набор недостаточно связанных между собой предметов как "слепков" основ наук.

Дидактоцентризм и предметоцентризм приводят к "угасанию" личности ученика в традиционных формах обучения; росту отчуждения школьников от знаний, учения, школы; "разбуханию" учебных планов; отставанию школьных учебных дисциплин от достижений в соответствующих научных областях.


  1. Недостаточный уровень и качества подготовки выпускников средней школы.

  2. Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.

  3. Кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими изменениями в стране; распадом традиционных массовых общественных детско-юношеских и молодежных организаций, изменением функции семьи, распадом ближайшего социального окружения.


Наметился кризис дополнительного образования и системы организации досуга детей: сокращаются секции и кружки научно-технического творчества, туризма, спорта. Большинство учреждений дополнительного образования, за исключением учреждений Минобразования Республики Беларусь, практически полностью платные. Низкий уровень доходов большинства населения значительно снизил доступность этого вида образования.

Приведенные характеристики состояния современной системы образования свидетельствуют о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой. Этот вывод позволяет заключить, что в Республике Беларусь, как и в странах СНГ, во многих развитых странах мира, имеет место кризис образования, который носит системный характер.

Большинство аналитиков и исследователей отмечают, что выход из этого образовательного кризиса требует пересмотра теоретических, экономических, правовых оснований функционирования системы образования в обществе и разработки новой образовательной парадигмы. Целевыми установками такой парадигмы должны выступать:


  • разработка и реализация деятельностного содержания обучения, способствующего не только усвоению школьниками или студентами готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; способностей к работе и жизни в условиях быстро меняющегося окружения; формированию у них готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

  • создание и внедрение развивающих технологий, направленных на эффективное личностное развитие каждого учащегося и превращение его в субъект учебно-исследовательской общественно-созидательной деятельности, а также собственной жизнедеятельности.

 


  1. ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И ПОЛОЖЕНИЯ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ.

  1. Ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развития умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции, способностей к жизни и деятельности в условиях неопределенности, постоянному самообразованию и самосовершенствованию;

  2. изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, умений, навыков к посреднику между учеником (студентом) и учебным предметом как элементом культуры), консультанту, помощнику, организатору образовательной среды для самостоятельного, активного освоения нового содержания образования.

  3. ориентация образования на развитие у обучающихся мыследеятельностных (аналитических, рефлексивных, самоопределенческих и др.) способностей, составляющих основу теоретического мышления;

  4. установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства как показателя культуры общества.


Выход видится в переходе от "школы памяти" к "школе мышления и действия", т.е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включение в содержание образования способов анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях. Установка на формирование у обучающихся умений рефлексии, критического мышления, системно-ситуационного анализа в условиях изменчивого современного мира предполагает наличие у ученика (студента) развитой системы мыследеятельностных способностей, включающей понимание, рефлексию, анализ, коммуникацию, разработку проекта деятельности и его реализацию.

Таким образом, важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения обучающимися предшествующего социокультурного опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.


  1. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЦЕЛИ, КОМПОНЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ


В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:


  • приоритетности образования;

  • обязательности общего базового образования;

  • осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

  • доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

  • преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

  • национально-культурной основы образования;

  • приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

  • научности;

  • экологической направленности образования;

  • демократического характера управления образованием;

  • светского характера образования.


Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Образование подразделяется на основное и дополнительное, включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Национальная система образования включает:


  • участников образовательного процесса;

  • образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

  • учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

  • государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).


Основное образование в республике имеет следующие уровни:


  • дошкольное образование;

  • общее базовое образование;

  • общее среднее образование;

  • профессионально-техническое образование;

  • среднее специальное образование;

  • высшее образование;

  • послевузовское образование.


Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.


  1. ОСНОВНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 


Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углублении профессиональной компетентности, а также на решение задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

Дополнительное образование может осуществляться на всех уровнях основного образования, а также включает:


  • внешкольное воспитание и обучение;

  • повышение квалификации и переподготовку кадров.


В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

К учреждениям образования относятся:


  • дошкольные учреждения;

  • учреждения, обеспечивающие получение начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения – школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы);

  • учреждения внешкольного воспитания и обучения;

  • социально-педагогические учреждения;

  • специальные учебно-воспитательные учреждения;

  • научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем обучения и воспитания, управлением образовательными системами и их проектированием; разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

  1. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ


На схеме 5. представлены действующая и перспективная структуры образования в республике, отражающие переход к 12-летнему общему среднему образованию при 10-летнем обязательном базовом образовании, а также многоуровневость, вариативность и непрерывность национальной системы образования.

Структура общеобразовательной средней школы соответствует трем основным этапам развития личности ребенка:


  • детство – I ступень (1-4 классы);

  • отрочество – II ступень (5-9 классы, при 12-летнем среднем образовании – 5-10 классы);

  • юность – III ступень (10-11 классы, при 12-летнем среднем образовании – 11-12 классы).


В соответствии с положением, школа может существовать в составе 1-4 классов – начальная школа, 1-9 (10) классов (или 5-9 (10) классов) – базовая школа; 1-11 (12) классов (или 5-11 (12), 10-11 (12) классов) – средняя школа.

Начальная школа (1-4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры языка и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Функции следующей ступени основной школы (5-9 (10) классов) – обеспечение общего базового образования, дальнейшего общего развития личности ученика, усвоения им основ наук, формирования научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладения основными социокультурными, моральными и правовыми нормами. Прохождение школьного периода должно обеспечить подготовку учащихся к активному включению в социальную жизнь, профессиональную ориентацию.

Школа третьей ступени (10-11(12) классы) (лицейская ступень) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей и обеспечивает реализацию культурно-образовательных потребностей ученика. На этом этапе формируются система жизнедеятельности (образа жизни) и стиль мышления, общения, научно-исследовательской деятельности учащегося, соответствующие его способностям и условиям жизни, и, соответственно, готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.

Общее среднее образование включает уровень общего базового образования.

Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении.

В современных условиях темпы социально-экономического, политического, культурного развития общества зависят от интеллектуального потенциала и образовательного уровня подрастающего поколения, которому предстоит жить и трудиться в ХХI веке.

Схема 5


Действующая структура образования в Республике Беларусь
Последипломное образование

Возраст

  23_                  
  22_         Высшая школа (университеты, академии, институты)    
  21_       Колледж    
   
  20_        
   
  19_    
  18_   Высшее профтех- училище

 

Средняя спец. школа  
   
  17_         Полная средняя школа Лицей Гимназия    
   
11 16_ Профтех-училище        
   
10 15_        
9 14_ Неполная средняя школа ( базовая)   Неполн. спец. средняя школа  
8 13_  
7 12_  
6 11_  
Спец. начальная школа  
5 10_  
4 9_ Начальная школа      
3 8_    
2 7_    
1 6_ Спец. детсад  
Классы 5_   Д етский сад  
  4_    
  3_          
  2_     Ясли        
  1_            
                           


Перспективная структура образования Республики Беларусь


Последипломное образование

Возраст

  24_            
  23_       Высшая школа (университеты, академии, институты)    
  22_        
  21_    
  20_ колледж
  19_   профтех. колледж

 

  Высший колледж    
   
   
        профтех. лицей  
  18_       Лицей Спец. средняя школа  
12 17_        
11 16_        
10 15_ Средняя школа Гимназия  
9 14_  
8 13_  
7 12_  
6 11_     Спец. начальная школа  
5 10_      
4 9_ Начальная школа    
3 8_  
2 7_  
1 6_     Спец. детсад  
классы 5_   Детский сад    
  4_      
  3_      
  2_   Ясли    
  1_      
                           

 


  1. ПРИНЦИПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Основными принципами обновления общего среднего образования в Республике Беларусь являются:


  • гуманизация, означающая «очеловечивание» взаимоотношений учителей, учащихся, родителей; преобразование учебно-воспитательного процесса школы на основе признания личности ученика и педагога высшей жизненной ценностью;

  • развивающий характер образования, предполагающий ориентацию на интеллектуальное развитие учащихся через овладение ими способами мышления и деятельности;

  • дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающие развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

  • демократизация образования, обеспечивающая образовательный выбор ученикам, педагогам, родителям, участие их в управлении учебным заведением; утверждающая демократический стиль руководства;

  • гуманитаризация, предполагающая увеличение в учебных планах объема социалльно-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у учащихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира;

  • деидеологизация, означающая, что в общеобразовательном учреждении создание и деятельность политических партий и религиозных организаций не допускаются.

 


  1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НОВОГО ТИПА


В начале 90-х годов в образовательной практике Беларуси и др. стран СНГ появились новые учебные заведения: гимназия, лицей, колледж, высшее профессиональное училище (их так и называют: учебные заведения нового типа – УЗНТ). Они призваны обеспечить повышенный уровень общего среднего и начального профессионального образования подрастающего поколения.

Анализ практики деятельности УЗНТ за последнее десятилетие позволяет выделить следующие их основные признаки:


  1. направленность образовательного процесса предполагает профилизацию УЗНТ. Уже в самих названиях учебных заведений прослеживается профильная направленность их деятельности (политехническая гимназия; педагогическая гимназия; экологическая гимназия; технический лицей; художественный лицей; лингвогуманитарный колледж и др.). По сути указанные учебные заведения являются прообразами профильных лицеев в будущей 12-летней школе;

  2. создание кафедральной системы в структуре УЗНТ. Во многих лицеях и гимназиях созданы кафедры, деятельность которых направлена на оптимизацию содержания образования, обеспечение преемственности с вузами, разработку научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в УЗНТ;

  3. широкое использование в учебном процессе УЗНТ развивающих (личностно-ориентированных), блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов, направленных, во-первых, на глубокое и системное усвоение содержания, во-вторых, на стимулирование и развитие познавательных способностей учащихся;

  4. активное проведение в процессе внеурочной работы с учащимися по учебным предметам научных конференций, защиты предметных турниров и олимпиад, научно-исследовательских проектов;

  5. утверждение и развитие собственных традиций УЗНТ (разработка уставов; кодексов чести; наличие герба, гимна и другой собственной атрибутики; посвящение в лицеисты, гимназисты и т.п.).


Гимназия, являясь учреждением базовой и старшей ступени общеобразовательной школы (5-9 (10) классы), призвана обеспечить реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным его уровнем, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся. Современная гимназия ориентирована также на развитие у учащихся социокультурных интересов, принятие ими общечеловеческих ценностей, формирование широкого научного кругозора, плюралистического мировоззрения. Во всех регионах Беларуси сегодня функционирует более 100 гимназий.

Лицей определяется как профессионально ориентированное учебное заведение, обеспечивающее повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной предпрофессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.

Первая модель – это так называемая третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования проуниверситетского или проакадемического направления с углубленным изучением ряда предметов, с частичной профессиональной и специальной подготовкой. Такой лицей функционирует при высшем учебном заведении или является его структурным подразделением. Как правило, лицеи этой модели имеют несколько профилей обучения: физико-математический, филологический, химико-биологический и др.

Вторая модель лицея приближается к образцу классического царскосельского лицея или претендует на самостоятельность, самобытность общеобразовательной средней школы повышенного уровня с гуманитарной направленностью подготовки учащихся. Близки к классическим образовательные задачи лицея – стать типом, образцом национальной школы, отражающей ее культуру, язык, обычаи, традиции, менталитет народа.

Новым типом учебного заведения является также высшее профессиональное училище. Оно обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Основными задачами высшего профессионального училища являются:

— подготовка квалифицированных рабочих со средним образованием по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля;

— подготовка квалифицированных рабочих по сложным и совмещенным профессиям широкого профиля с углубленным профессионально-техническим образованием, включающим дисциплины, изучаемые по программам средних специальных учебных заведений;

— подготовка специалистов со средним специальным образованием;

— повышение квалификации и переподготовка рабочих и специалистов;


  • разработка и экспериментальная проверка нового содержания, форм и методов профессиональной подготовки с учетом достижений производства, науки и техники, национально-культурных традиций, зарубежного опыта.


Новым типом учебного заведения, который ранее не существовал в отечественной системе образования, является колледжучебное заведение в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

Главные задачи колледжа:


  • удовлетворение потребностей личности в приобретении среднего специального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности с учетом национально-культурных традиций страны и международного уровня и опыта образования;

  • подготовка специалистов со средним специальным образованием по сложным специальностям и профессиям;

  • повышение квалификации и переподготовка специалистов среднего звена по новым направлениям развития производства, техники, технологии и социально-культурной сферы.


В отличие от средней общеобразовательной школы, в учебных заведениях нового типа учебный процесс строится на основе отдельных учебных планов, в которые наряду с общеобразовательными предметами введены профилирующие курсы (в лицеях, гимназиях), а также специальные дисциплины (в колледжах, высших профессиональных училищах).

Педагогический процесс в учебных заведениях нового типа отличается формой организации обучения. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия) в УЗНТ используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы) и контроля знаний (коллоквиумы, зачеты, экзамены).


  1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:


  1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

  2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая и выступает важной характеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

  3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999 г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:

      • признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

      • реализацию двухступенчатой структуры высшего образования,

      • использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

      • разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

  4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства. В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.


В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами. В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании.


  1. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.

  2. Образование стало крупной составляющей рынка образовательных услуг и может стать, по мнению экспертов, одним из самых прибыльных видов экспорта в 21 веке. По оценке ВТО, мировой рынок образовательных услуг составил в 1995 г. 27 млрд. долларов США. Предполагается, что к 2025 г. общее количество студентов, получающих образование за рубежом, вырастет до 4,9 млн., а финансовые показатели достигнут 90 млрд. долларов США. Всемирная торговая организация (ВТО) включила образование в список видов деятельности, которая, в случае заключения соответствующего Генерального соглашения, будет регулироваться его положениями.

 

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:


  • повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

  • формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

  • воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.


Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:


  • структурно-организационных изменений;

  • содержательно-технологических инноваций;

  • создание
    ресурсного обеспечения
    подготовки специалистов.


Структурно-организационные изменения направлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:


  • поэтапный переход на дифференцированные сроки подготовки специалистов, переориентация магистратуры на подготовку к обучению в аспирантуре;

  • диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;

  • интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: средне-специальное учебное заведение (ССУЗ) – вуз).


Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ двухступенчатой подготовки специалистов: СПЕЦИАЛИСТ, МАГИСТР. Во-вторых, качественное освоение студентами нового содержания обучения обеспечивается за счет создания и использования так называемых учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания, как на бумажных носителях, так и на электронных. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов выступает блочно-модульный, предполагающий реализацию следующих блоков учебных дисциплин в соответствии с профилем и ступенями обучения: социально-гуманитарный и естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный.

Модуль одновременно представляет собой:


  • 1) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета,

  • 2) банк информации,

  • 3) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач,

  • 4) форму самоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний и способов действий.

 


Процесс двухступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Процесс овладения профессией и основами профессионального мастерства происходит лишь на личностном уровне и требует специальных личностно-ориентированных образовательных программ, предполагает гибкость организации учебного процесса, который должен стать для студентов личностно-значимым и более мотивированным.

Этого можно достичь созданием и внедрением в учебный процесс наряду с традиционными личностно-ориентированных или развивающих технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения. Такие технологии и методики направлены на: организацию совместной рефлексивной учебно-поисковой деятельности преподавателя и студентов, активизацию научно-исследовательской деятельности будущих специалистов, увеличение объема их самостоятельной работы в процессе освоения учебных дисциплин, совершенствование системы мотивации к учению, контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) знаний. При этом большое значение имеют такие активные формы обучения, как проблемные лекции, семинары, «круглые столы», работа в микрогруппах (коллективная мыследеятельность), «мозговой штурм», игра и др.

Третьим направлением развития высшей школы является создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: 1) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.), 2) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.), 3) материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.), 4) финансовое (повышение эффективности научно-инновационной и научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.