Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре




Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.


  1. Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.


В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм. Сегодня уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания.


  1. Тенденция к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.


Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.


  1. Тенденция к национально-культурной и экономической регионализации.


Одно из вероятных объяснений тенденции к регионализации – это стремление человечества уйти от единой социальной программы развития. Любая самая совершенная программа в силу её универсализации чревата потенциальной угрозой всему миру в результате случайной ошибки. Отсюда повышается внимание к региональным программам экономического и социокультурного развития.

Таким образом, влияние вышеуказанных мировых социокультурных тенденций на образование как в мире, так и в нашей стране направлено на:

1) формирование образовательными средствами в сознании современного человека позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

2) ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

3) рост культурного плюрализма и самобытности;

4) расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.


  1. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ


Охарактеризуем глобальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе, и определяют значимость и роль образования в их разрешении. Выделяются следующие основные проблемы интернационального характера, масштабность и глубина которых придают им статус глобальных:


  • Разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы представляет серьезную угрозу среде обитания человека.

  • Истощение материально-сырьевых ресурсов планеты может привести к их катастрофической нехватке уже в ближайшие десятилетия.

  • Возможное удвоение народонаселения земли уже в первой четверти ХХI века до предела обострит актуальную уже сегодня проблему продовольствия.

  • Гонка вооружений и военный бюджет становятся опасными и непосильными для человечества.

  • Кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы), ведет к быстрому росту количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу самому генофонду человечества.

  • В международных отношениях наблюдается кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, попытки нарушить военно-политический баланс в разных регионах мира, усиливается угроза международного терроризма.


Возникновение глобальных общественных проблем поставило человека перед выбором – продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно на научной основе их разрешать. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ


На данном этапе развития общества в нашей республике совершается переход от:

а) тоталитарного общества к демократическому;

б) статического состояния к обновлению общества, и, в будущем, к динамическому, постоянно развивающемуся обществу;

в) от революционного развития к эволюционному;

г) от мировоззренческого единства к плюрализму;

д) от индустриального общества к индустриально развитому, информационному.

При этом, социокультурная ситуация характеризуется переходным характером, а именно: происходит переход от стабильного, традиционного к современному, динамическому обществу. Жизнь в изменчивом, динамичном обществе зависит от личных усилий и самоопределения его граждан; оно востребует личность ответственную, способную самостоятельно простраивать свою жизненную стратегию, а не оглядываться на прежние традиции. Личностный динамизм, изменчивость, способность к постоянному самообразованию и самосовершенствованию становятся залогом общественного развития.

Таким образом, направление социального развития предполагают формирование личности, обладающей профессиональной мобильностью, высокой степенью свободы и ответственности, способностью самостоятельно планировать свою жизненную перспективу, умением осознавать свой интерес и согласовывать его с интересами других, способностью к компромиссам и согласию, конструктивному взаимодействию с другими. На уровне личностных психологических процессов особую значимость приобретает развитость таких способностей личности, как понимание и осмысление, рефлексия, продуктивная коммуникация, критическое мышление.

В современном динамическом обществе главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения и саморазвития личности. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей.

Кроме того, в период преобразования традиционного общества и перехода к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: община, профессиональное сообщество, семья, массовые детско-юношеские и молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи и осуществляющими подготовку ее к самостоятельной жизни и труду в динамично меняющихся социально-экономических условиях. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, постольку оно должно становиться главным механизмом развития общества. Существующая система образования, традиционно реализующая функции трансляции и воспроизводства информации и опыта, культуры и способов деятельности, мышления, должна быть преобразована в систему развития общественного сознания, а через него и всего общества. В этом смысле образование в современном мире является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью (см. схему 2).

СХЕМА 2

Важнейшие мировые социокультурные тенденции:
  1. смена типа культурно-исторического наследования;
  2. переход от научного познания к культуре;
3. изменение роли науки в обществе, смена научных парадигм;
  1. возникновение информационных технологий и мировой информационной системы;
  2. установка на национально-культурную и экономическую регионализацию.
Глобальные проблемы человечества:
  • разрушение природной среды путем загрязнения воздуха, воды, почвы;
  • истощение материально-сырьевых ресурсов планеты;
  • демографический взрыв и проблема продовольствия;
  • опасная для человечества гонка вооружений;
  • кризис здравоохранения, обусловленный как экономическими факторами, так и социокультурными (наркомания, алкоголизм, курение, стрессы); быстрый рост количества физически и психически неполноценных людей, что создает угрозу генофонду человечества;
  • кризис принципов современной политики, дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странами, нарушение военно-политического баланса в разных регионах мира.


оказывают влияние на предъявляют

образование в стране,

а именно:
  1. формирование личности как субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;
  2. ориентация образовательных программ на культурные и общечеловеческие ценности;
  3. рост культурного плюрализма и самобытности;
  4. расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта
Определяют новые требования к уровню образованности личности, ее личностному и профессиональному развитию, значит образование становится важнейшим средством развития личности.


Социокультурную ситуацию в стране, которая характеризуется переходом:
  • от тоталитарного общества к демократическому;
  • от стабильного общества к динамическому;
  • от революционного развития к эволюционному;
  • от традиционно-индустриального общества к индустриально развитому, информационному;
  • от мировоззренческого единства к плюрализму.


Динамическое общество: ведущий процесс – процесс развития общественного сознания, личности, общества посредством образования


Образование как механизм развития личности, общества. Образование как общечеловеческая ценность.

  1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ


Как уже отмечалось, на данном этапе развития общества в Республике Беларусь совершается переход от традиционного общества к индустриально-развитому и динамическому обществу. В традиционном обществе ведущим выступает процесс воспроизводства культурно-исторического опыта человечества, в динамическом – процесс развития личности, общественного сознания и общества в целом.

Данная проблема может быть решена через коренное изменение образовательной практики, модернизацию педагогического процесса во всех звеньях системы образования

Образование в обществе реализует две основные функции:


  1. воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

  2. развития (общества, личности).


Первая функция осуществляется посредством теоретической (знаниевой) модели образования, вторая – универсальной (способностной или деятельностной).

Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению; воспроизводство «готовых», «завершенных» знаний, умений, навыков, необходимых личности для реализации существующих в обществе функций (культурных, социальных, экономических и т.д.). Ярким примером такой модели образования является советская школа, которая была ориентирована на формирование у учащихся единого марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистических идеалов и ценностей. Такая теоретическая модель образования соответствовала обществу традиционного типа и имеет другие названия: традиционная или предметно-ориентированная.

Универсальная модель образования направлена не столько на передачу обучающимся знаний, умений, навыков, сколько на развитие личностных способностей добывать эти знания и применять их в новых условиях. Другими словами, акцент в содержании образования должен быть смещен с освоения конкретных знаний на развитие универсальных личностных способностей. Отсюда следуют и другие названия этой модели образования – универсальная или способностная, инновационная или личностно-ориентированная. В динамическом обществе важными для личности выступают, во-первых, способности работать в неопределенной ситуации – самостоятельно и адекватно решать возникающие в новых условиях новые задачи. Во-вторых, особо значимыми для личности становятся способности к личностному самоизменению и саморазвитию, в частности, к самостоятельному формированию собственного мировоззрения, к непрерывному самообразованию. Системообразующей для обеих групп способностей выступает личностная способность к самоопределению – социальному и культурному. То есть, выделяются некоторые личностные универсальные способности, с помощью которых человек может самостоятельно осуществлять выбор и строить себя и собственную жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы, мировоззрение. Многие исследователи выделяют две группы универсальных способностей: 1) способность действовать в уникальных (новых, постоянно меняющихся) ситуациях; 2) способность к общению, продуктивной кооперации и сотрудничеству.

 


  1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛЯХ ОБРАЗОВАНИЯ


С огласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее – всего общества.

В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как связующее звено между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.

Схема 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.