Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консультация по проблеме




«Воспитательная работа классного руководителя»

В чем видится назначение классного руководителя

как главного воспитателя в современных условиях?

В условиях современной школы классный руководитель – центральное лицо в системе воспитательной работы. Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира их интересов и увлечений, позиция значимого взрослого в детском сообществе – вот лишь часть того, что приобретает классный руководитель по духу, а не по букве, реализующий свою профессиональную роль.

Цель и основное назначение педагогической деятельности классного руководителя – создание наилучших условий для разностороннего развития школьника. Ориентация на главную цель воспитания определяет объекты внимания классного руководителя.

Первым объектом внимания является создание воспитывающей среды:

1) сплочение ученического коллектива;

2) формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в классе;

3) организация взаимодействия с малым педагогическим коллективом – группой учителей, работающих с классом;

4) связь с детскими учебно-воспитательными внешкольными учреждениями, где на досуге занимаются школьники;

5) работа с семьями учащихся;

6) создание и коррекция воспитывающей предметной среды, окружающей учащихся в школе и вне ее.

Во-вторых, классный руководитель организует процесс воспитания учащихся, включая их в разнообразные виды внеурочной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Причем, предпочтительно эта деятельность должна быть коллективной и творческой, с максимальной игровой инструментовкой.

В-третьих, объектом внимания классного руководителя является развитие индивидуальности школьника в условиях коллективной творческой деятельности. Для этого он изучает детей и классный коллектив, имея для себя специальный «пакет школьных методик», организует индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказывает педагогическую поддержку и помощь в решении конкретных проблем воспитанника.

И, наконец, в-четвертых, в обязанности классного руководителя входят чисто функциональные действия: планирование и учет учебно-воспитательной работы, проверка ученических дневников, ведение классного журнала, оформление личных дел учащихся, при необходимости – написание характеристик.

Следовательно, обязанности классного руководителя сосредоточены вокруг:

1) организации в классе учебно-воспитательного процесса, включения воспитанников в личностно и общественно значимую деятельность как источник опыта жизни;

2) гуманизация отношений в детском коллективе, корректировка межличностных связей;

3) оказания помощи ребенку в решении личных проблем (увидеть «скрытый период заболевания»: неприязнь к учителю, предмету, озлобление на окружающих, соблазн прогулять урок или последствия этих явлений: конфликты с учителями, родителями, сближение с себе подобными школьниками – «изгоями» и т.д.);

4) установления контактов с родителями, оказания им помощи в воспитании детей, организации взаимодействия по созданию благоприятных условий развития детей;

5) повышения своего профессионального уровня (участие в методических совещаниях, семинарах, самообразовательная работа по овладению новыми технологиями работы с классом и т.д.).

 

Какие требования нужно соблюдать,

планируя работу в классе?

В школе, как известно, имеется большое количество планов, начиная с общешкольного, заканчивая планом подготовки и проведения отдельного мероприятия (педагогического совета, родительского собрания, экологической акции и т.д.). Среди этих планов особая роль принадлежит плану работы классного руководителя. В сущности, это обоснованная программа жизнедеятельности классного коллектива, это подготовленный проект, указывающий содержательные ориентиры работы с классом, определяющий порядок, объем, временные границы этой работы.

В то же время не следует идеализировать план как таковой. Практика показывает, что порой у классного руководителя план объемный, составленный к нужному сроку и с учетом методических требований, но это план «ради плана», поскольку большая часть планируемых дел не проводится. В этом случае к плану относятся как к административному требованию, а процесс планирования ограничивают рамками составления и написания очередного документа. В таком плане, к сожалению, мы встречаем неконкретность, неопределенность, часто случайный перечень дел, что приводит к безинициативности, незаинтересованности как детей, так и педагога (например, «провести экскурсию», «посетить театр» и т.д.)

На наш взгляд, предназначение плана – упорядочить воспитательную деятельность, наметить перспективы и конкретные пути решения педагогических задач, целенаправленно отобрать содержание, средства и организационные формы воспитательной работы.

Жизнедеятельность классного коллектива является частью школьной воспитательной системы и не может иметь полную автономность и независимость. В связи с этим планирование начинается «сверху». Администрация предлагает основные мероприятия, в которых отражаются: цели и задачи воспитания, миссия школы, заповеди, положенные в основу взаимодействия педагогов и воспитанников, традиции школьного коллектива, воспитательный потенциал социального окружения школы и т.д. Затем классные руководители вносят в свои планы мероприятия «классного уровня», индивидуальную работу с детьми, родителями, участие во внешкольной деятельности, опираясь на результаты предыдущей работы с классом и выводы, полученные в ходе анализа этой работы.

Необходимо помнить, что основная цель воспитательной деятельности классного руководителя – оказывать детям оперативную помощь в решении их индивидуальных проблем, связанных с этическим выбором, межличностной коммуникацией, успешным продвижением в учении, физическим и психическим здоровьем.

Следовательно, планирование воспитательной работы опирается на изучение детей и классного коллектива (их представлений, взглядов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, уровня развития отношений и т.д.), а также на возрастные проблемы, историю жизнедеятельности данного класса, условия воспитания.

Диагностика (знание индивидуальных особенностей своих воспитанников и сложившейся психолого-педагогической ситуации) помогает выйти на конкретные задачи деятельности. Например, стимулирование здорового образа жизни, приобщение к природоохранительной деятельности, воспитание уважения к национальной культуре, традициям, обычаям, развитие социальной активности. Дальнейшая детализация задач вызывает потребность в определении конкретных дел и конкретного содержания, что будет служить основой предполагаемого воздействия на сознание, чувства и поведение детей.

 

Как можно привлечь самих школьников

к планированию работы?

План – это результат совместного творчества педагога и воспитанников, обеспечивающий включение их в разные виды деятельности (интеллектуально-познавательную, трудовую, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую и др.).

Мы подчеркиваем, что план должен разрабатываться педагогом обязательно вместе с воспитанниками, иначе, как справедливо считает В.П. Созонов, он может стать инструментом классного насилия и инициирования конфликтов.

В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов, помогающих ученикам обеспечить субъектную позицию в определении тематики классных часов, экскурсий, встреч, конкурсов. Перечислим некоторые из них.

1. Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы, или интервью можно выяснить мнение учеников по следующим вопросам:

Что следует обсудить в первую очередь в нашем классе?

Какая экскурсия будет интересной для большинства одноклассников?

Какие коллективные творческие дела можно провести в ближайшее время?

2. Методика «Незаконченное предложение», «Недописанный тезис», когда школьникам предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашем классе – это…

Считаю, что в нашем классе следует обязательно провести…

3. Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зеленого, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхней (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо провести в классе в первую очередь; в средний (желтый) – то, что следует организовать во вторую очередь; в нижний (красный) – то, что можно организовать еще позже.

 

Какие формы работы с детьми

проводит классный руководитель?

Воспитательная работа классного руководителя в реальности – это система форм работы с детьми, психологически и педагогически обоснованная, методически грамотно инструментованная. Из форм, как «клеточек» воспитательного процесса, выстраивается «ткань» воспитания. Форма – это внешнее выражение воспитательного процесса.

Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть:

- простые, как акт ситуативного воздействия (консультация участника дискуссии) и сложные, включающие воспитанников в многочисленные отношения (озеленение и благоустройство школы);

- кратковременные («театр-экспромт») и долговременные (акция «Милосердие»);

- групповые (час поэзии) и массовые (ярмарка талантов);

- спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса (обсуждение статьи в газете) и заранее планируемые (соревнование «Веселые старты»).

Для подготовки и проведения заранее планируемых форм воспитательной работы может быть составлена некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательное взаимодействие – воспитательное мероприятие:

1. Определение цели и задач. Цель – то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом занятие. Для достижения цели следует решить несколько реальных задач. Предположим, что целью педагога является развитие познавательных интересов учащихся, тогда воспитательными задачами могут быть: предотвращение формирования ложного представления о ведущих ценностях сегодняшнего дня, внушение идеи учения в самом широком ее смысле, формирование уважительного отношения к людям с развитым кругозором, развитие потребности в пополнении знаний, приобщение школьников к чтению научно-популярной литературы, развитию наблюдательности, памяти, воображения, интуиции и т.д.

2. Выполнение этих задач влечет за собой поиск формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия. Например, можно провести конкурс «Не умели – научились», классный час «Знания в жизни человека», откровенный разговор «Для чего мы учимся», игру «Путешествие в Книгоград», турнир эрудитов, защиту фантастических проектов и т.д.

3. Создание психологического настроя: эмоциональный рассказ о предстоящем деле, написание необычного объявления, учет пожеланий о месте, времени, атрибутике и оформлении мероприятия.

4. Подготовка мероприятия – это работа с литературой по отработке содержания, структуры, эмоциональных стимулов; подбор технических средств и оборудования; организация групповой деятельности детей (подготовка выступлений, приглашение гостей, изготовление элементов наглядности, праздничности); определение индивидуальных заданий, поручений; предварительные репетиции, отчеты о готовности и т.д.

5. В проведении самого воспитательного занятия важны такие элементы, как:

- вступительная часть (слово ведущего, поэтический зачин, публицистический эпиграф, исполнение песен, музыкальный фон, ритуальные действия);

- основная часть (реальное включение детей в запланированные дела: трудовые задания, конкурсы, чтения стихов, обсуждение жизненных ситуаций; игры, литературно-музыкальные композиции, выступления приглашенных гостей, поздравления и т.д.) – это деятельность воспитанников и педагогов, направленная на достижение предметной и воспитательной задачи;

- финальная часть (словесный итог, общий танец, песня, слова благодарности, вручение подарков, голосование).

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях. Первый уровень – обсуждение предметного результата вместе с учащимися, проектирование будущей деятельности. Второй уровень – анализ воспитательного результата (достижение целей и задач, соответствие содержания воспитательной ситуации, оригинальность и эффективность методов, приемов, способов сотрудничества, активность участников и их удовлетворенность от участия в деле, культура проведения занятия, причины успехов и неудач).

 

Какие характерные особенности присущи такой форме работы

как классный час?

Одной из главных форм воспитательной работы был и остается классный час. Сразу расставим акценты: это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса гибкая по составу и структуре, которая позволяет школьному педагогу «проживать» вместе с детьми определенные события, задумываться над полезной информацией, обсуждать ситуации, вырабатывать решения. Классный час позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, управляемым и целенаправленным.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы.

Поводов для сбора классного руководителя со своими воспитанниками может быть бессчетное количество. В этом смысле их невозможно классифицировать. Также невозможно предусмотреть все проблемы класса и включить их заранее в план воспитательной работы.

Учитывая это, классные часы можно систематизировать следующим образом:

- классный час – организационный, как способ коллективного планирования классного или общественного дела (например, участие класса в юбилее школы, в подготовке к спортивному вечеру);

- классный час – как разрешение возможного конфликта;

- классный час – плановый, для подведения итогов (например, успеваемости за полугодие, достижений в спортивных стартах);

- классный час – как беседа по психолого-педагогическим проблемам учащихся (например, этическое занятие «не хочу» или «не могу», «Это в наших силах»);

- система классных часов для реализации определенной образовательной программы (например, экскурсии «Чудесные кладовые природы», «В гости к Репину»);

- классный час по решению возникшей проблемы (например, обсуждение предстоящей акции, «линейки», поздравлений ко Дню учителя, участие в митинге, концерте, «трудовом десанте»).

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, искусстве, человеке;

2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5) формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

 

В чем заключается основное предназначение

личностно-ориентированного классного часа?

Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, т.е. с содействием становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей. Конечно, деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с решением задачи-доминанты по развитию субъектности, индивидуальности и креативности ребенка.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты классного часа. Они представляются очевидными, если сравнивать данный вид классного часа с традиционным, воспользовавшись информацией, представленной в таблице.

 

Основные компоненты классного часа Традиционный классный час Личностно-ориентированный классный час
Целевой Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально-типичного Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности
Содержа-тельный Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют учащиеся Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся
Организа-ционно-деятельно-стный Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей не нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботиться о создании для детей и взрослых ситуации выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые формы общения
Оценочно-аналити-ческий При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

 

Как сделать, чтобы проводимая работа в классе

стала совместно-разделенной деятельностью

воспитателей и воспитанников?

Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике воспитательных дел. Воспитательное дело – это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитателей и воспитанников. Главные ее отличительные особенности – необходимость, полезность, осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный творческий (оригинальный, не имеющий аналогов) характер и поэтому называются коллективными творческими делами (КТД).

Несмотря на их большое разнообразие, можно выявить, что все они проектируются в основном одинаково. В любом деле есть этапы целеполагания, планирования, организации, подготовки, непосредственного проведения и синтеза. На всех этапах деятельности детей и взрослых важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов, склонностей; оптимизм и мажор; игровая инструментовка всего дела и участия каждого; позитивная педагогическая оценка усилий участников. Алгоритм любого КТД: задумали, продумали, обсудили, наметили пути осуществления, воплотили замысел, провели, оценили результаты. Важным источником целеполагания воспитательного дела является ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Это ситуация обусловлена событиями внешнего и внутреннего характера жизнедеятельности школы и класса, общей направленностью работы учебно-воспитательного заведения на определенный период, воспитательными потребностями и возможностями педагога, а также особенностями самих воспитанников (например, ролевая игра «Диалог с представителями ХХ века», конкурс актерского мастерства, турнир «Взрослые и дети» и т.д.).

Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела – необходимое условие его эффективности. Эти задачи следует умело интерпретировать и довести до учеников, не навязывая свою точку зрения, а убеждая ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

Воспитательные дела проектируются как сильный катализатор эмоций. Найти в каждом воспитательном деле интересное, полезное, актуальное, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании высоких ценностных отношений, в выработке умений нравственного выбора – важный путь повышения культуры воспитательной работы.

Этап конструирования воспитательного дела наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача – вместе с воспитанниками детально определить направления деятельности, распределить обязанности, создать рабочие группы по подготовке материала, технического оснащения, художественного оформления.

С первой минуты замысла и до последней минуты реализации его на практике прослеживается постепенное увеличение участников общего дела. Педагог выступает как помощник и консультант.

Давайте обратимся к технологии коллективного творческого дела школьников – прием гостей из соседнего класса.

I стадия – «нацеливающая» беседа о том, как хорошо, когда между классами существуют дружеские отношения, дети вежливы, приветливы друг к другу. Чтобы такие связи поддерживать, хорошо было бы пригласить в гости на вечер другой класс и к встрече гостей хорошо подготовиться. Одним словом, педагог увлекает детей перспективой полезного дела.

Далее начинается непосредственная подготовка. По желанию, интересам, умениям создаются временные группы и «совет дела». Все вместе разрабатывают КТД, т.е. продумывают, как лучше подготовиться к приему гостей. Рождаются идеи. Одна группа – украшает классную комнату, расставляет в ней особым образом мебель, делает красивые пригласительные билеты, эмблемки на память, готовит открытки с именами гостей и хозяев, чтобы легче было занять свои места и познакомиться. Вторая группа – отвечает за составление программы. Что в ней будет? Маленький концерт? Танцы, конкурсы? Из этой группы выбираются ведущие. Третья группа готовит музыкальное оформление вечера, всякую технику (может надо показать слайды или фотографии?). Четвертая группа продумывает игры, задания на знание правил вежливости и этикета, готовит переходящие призы, сюрпризы.

План подготовки составили. Но как сделать, чтобы у детей не пропало желание готовиться к вечеру, осуществлять все намеченное? Важна увлеченность самого педагога предстоящим делом, его идеи, подсказки, «заговоры» с отдельными членами групп, его позиция – рядом с детьми в совместном творчестве. Он кому-то помогает, что-то берет на себя, радуется уже сделанному; подбадриванием, юмором снимает внутреннее напряжение.

Если мероприятие хорошо подготовлено, оно обычно успешно проходит. На этапе проведения важен эмоциональных настрой участников. В данном мероприятии – доброжелательность хозяев, нарядность аудитории, музыка, интересная содержательная часть. По ходу возможно придумывание ребятами чего-либо «сейчас», «здесь». Например, выясняется, что у нескольких ребят из числа гостей и хозяев вечера, в этом месяце день рождения. Ведущие предлагают поздравить именинников любимыми песнями. Импровизация программы праздника может быть самая разная.

Позиция педагога во время вечера может быть разной: от открытого руководства до опосредованного влияния (советы ведущим, участие в работе жюри, помощь, если что-то не ладится). Общая тенденция такова: чем больше у ребят опыт коллективной организации творческой деятельности, тем больше взрослые отходят с позиции организаторов к задачам создания положительных переживаний и проецирования будущей деятельности.

Каким должно быть коллективное обсуждение? Обсуждая проведенное мероприятие, педагог спросит, была ли всем польза от его проведения, что понравилось, что запомнилось; обратит внимание насколько благожелательнее, добрее стали отношения ребят из соседнего класса. Ребята подумают над тем, какая группа в классе проявила радушие, «чудеса» вежливости, кому можно сказать общее спасибо, что учесть на будущее и т.д.

 

С помощью каких приемов

можно реализовать методику КТД?

Новые подходы к воспитанию потребовали переосмысления методики коллективной творческой деятельности, суть которой в придании личностно-ориентированного характера любому коллективному делу. В такой логике воспитательное дело рассматривается, как специально организованная ситуация для помощи и развития каждого школьника. Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах организации и проведения КТД. К таким приемам С.Д. Поляков, Л.И. Маленкова например, относят:

- выбор дела примерно такими вопросами: «Зачем это надо – нам, тебе?», «Поможет ли это дело что-то изменить в классе?», «В чем его польза лично для каждого?» и т.д.;

- подчеркнутое авторство идей и предложений в конкретном деле, при коллективном планировании деятельности;

- признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и организаторов, аналитиков, вдохновителей, критиков, исполнителей;

- поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;

- максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;

- помощь в высококачественном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой;

- публичное признание достижений и вклада каждого в общее дело; индивидуальные оригинальные награды;

- право детей на различные культурные формы выражения оценочных суждений и т.д.

Таким образом, в современных условиях коллективное воспитательное дело развивает отношения в классе, а также позволяет воспитателю оказывать отдельным школьникам педагогическую поддержку в их самоактуализации. Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего класса, превращение общеклассных дел в личностно-ориентированные.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.