Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпускного курса 2 страница




4. Опишите использование учителями групповой работы на уроке для повышения успешности обучения.

5. Предложите разработку урока с применением групповой технологии обучения.

 

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся, беседы с учителями и учащимися, моделирование процесса обучения на уроке, самоанализ.

 

Литература:

1. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. М., 1991.

2. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М., 2001. – С. 295-312; 344-374.

3. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – Г.Ю. Ксензова. – М., 2000. – С. 142-145.

4. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 66-70.

5. Лизинский, В.М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинкий. – М., 2002.

6. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. – М., 1975.

7. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – С. 275-283.

8. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1998.

9. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М., 1999. – С. 123-128.

10. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / В.Р. Ясницкая. – М., 2004. – С. 209-220.

 

 

Задание 5. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности классного руководителя

Цель: способствовать формированию умений осваивать теоретические основы и технологию использования личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите, проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме и обоснуйте актуальность проблемы.

2. Раскройте сущность и структуру личностно-ориентированного подхода и покажите его целесообразность в учебно-воспитательном процессе.

3. Предложите собственную модель расширения границ личностно-ориентированной деятельности классного руководителя.

4. Опишите технологические аспекты подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа.

5. Разработайте проект организации конкретного классного часа.

 

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ работы классный руководителей, беседы с учащимися и педагогами, наблюдение за общением и взаимодействием классного руководителя со своими воспитанниками, проективные методы.

 

Литература:

1. Алоева, М.А. Классные часы в 5-7-х классах / М.А. Алоева. – Ростов н/Д, 2003.

2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Мн., 1990.

3. Воронов, В.В. Технология воспитания / В.В. Воронов. – М., 2000.

4. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Мн., 2000.

5. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000. – с. 14-36.

6. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999.

7. Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М., 2004.

8. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Маленкова. – М., 2004. – С. 384-394; 402-417.

9. Организация воспитательного процесса в школе / под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. – М., 2000. – 275 с.

10. Поляков, С.Д. Технология воспитания / С.Д. Поляков. – М., 2002.

11. Созонов, В.П. Организация воспитательной работы в классе / В.П. Созонов. – М., 2000.

12. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М., 2003.

13. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005. – С. 23-41; 46-65; 91-105; 116-203.

 

 

Задание 6. Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога в деятельности современной школы

Цель: способствовать формированию опыта взаимодействия со школьным психологом и социальным педагогом в решении вопросов оказания психологической помощи ребенку и предупреждения возможных проблемных ситуаций

Примерные этапы выполнения задания.

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить круг вопросов, с которыми чаще всего обращаются к психологу классные руководители.

2. Проанализируйте совместно решаемые проблемы и общие формы работы классного руководителя и психолога в вашей школе.

3. Приведите убеждающие примеры о том, что профессиональный диалог и сотрудничество педагога и психолога помогли достичь успеха в воспитании школьников.

 

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, по данной проблеме, анализ опыта работы, наблюдение, беседа, анкетирование.

 

Литература:

1. Голикова, М.И. Организация работы с «трудными» детьми / М.И. Голикова, О.А. Кирсанова // Классный руководитель. – 1999. – №1.

2. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / И.В. Дубровина. – М., 1991.

3. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000. – С. 179-219.

4. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – С. 156-161.

5. Педагогика: педагогические теории, схемы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – С. 358-365.

6. Педагогическая мастерская / сост. Н.С. Криволап, О.А. Хаткевич. – Мн., 2003.

7. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1996. – С. 93-112.

 

 

Задание 7. Деятельность классного руководителя по воспитанию гендерной культуры школьников

Цель: способствовать формированию исследовательских и проектировочных умений, позволяющих изучать проблему воспитания гендерной культуры школьников в деятельности классного руководителя

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите, проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме исследования обоснуйте актуальность проблемы.

2. Раскройте задачи воспитания гендерной культуры школьников.

3. Покажите в современных условиях гендерные аспекты воспитания в опыте классных руководителей.

4. Предложите свою модель воспитания личности определенного пола в системе внеурочной работы.

5. Разработайте программу классных часов (4-6 классы) по формированию гендерной культуры младших подростков.

 

Основные методы выполнения задания: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа с учащимися и классным руководителем, анализ работы классного руководителя, проективные методы.

 

Литература:

1. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: Теория и практика / В.Т. Кабуш. – Мн., 2001.

2. Кирпичев, В.И. Зачем два пола. Что нужно знать учителю об учениках и ученицах / В.И. Кирпичев // Классный руководитель. – 2005. – №4.

3. Концепция воспитания детей и учащееся молодежи в РБ // Праблемы выхавання. – 2000. – №2.

4. Прокопчик, Е.Г. Гендерная культура учащихся / Е.Г. Прокопчик // Праблемы выхавання. – 2004. – №1.

5. Савостенок, Т.Н. Социально-этические ценности гендерного воспитания в современной культуре / Т.Н. Савостенок // Праблемы выхавання. – 2002. – №4.

6. Чарапанава, Л.А. Гендэрныя аспекты адукацыі і выхавання / Л.А. Чарапанава // Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №4.

7. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005. – С. 339-343.

8. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / В.Р. Ясницкая. – М., 2004. – С. 24, 146-148.

Задание 8. Взаимодействие классного руководителя с семьей ученика

Цель: помочь глубже осмыслить содержание работы школы с семьей ученика, способствовать приобретению умений взаимодействия с родителями

Примерные этапы выполнения задания.

1. Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, раскройте и проиллюстрируйте примерами основные функции взаимодействия классного руководителя и семьи ученика.

2. Определите условия, при которых совместная деятельность педагога и родителей может быть успешной.

3. Опишите, как организована работа с родителями в вашем классе (на каких принципах строится, в каких формах осуществляется).

4. Определите неиспользованные возможности улучшения этой работы.

5. Разработайте наиболее привлекательную, на Ваш взгляд, форму взаимодействия с родителями.

 

Основные методы выполнения задания: анализ психолого-педагогической литературы, беседа с классным руководителем, родителями, детьми, изучение школьной документации, наблюдение, анкетирование, моделирование собственного взаимодействия и общения с родителями.

 

Литература:

1. Богословская, В.С. Школа и семья: конструктивный диалог / В.С. Богословская. – Мн., 1998.

2. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. – М., 2004. – С. 398-413.

3. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – С. 134-156.

4. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М., 1999. – С. 234-246.

5. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители, дети / Л.И. Маленкова. / М., 2000.

6. Организация воспитательного процесса в школе / под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. – М., 2000. – С. 58-72.

7. Семья и учитель / сост. О.А. Хаткевич. – Мн., 2004.

8. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2002. – С. 143-155.

9. Шульгина, В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе / В.П. Шульгина. – Ростов-н/Д, 2003.

10. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М., 1999. – С. 168.

11. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – М., 2005. – С. 294-322.

 

 

Задание 9. Диагностическая деятельность в работе классного руководителя

Цель: способствовать формированию диагностической культуры, развитию умений и навыков выбора и применения диагностических средств для изучения эффективности воспитательного процесса

Примерные этапы выполнения задания.

Теоретическая часть:

1. Изучите и проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме исследования, осмыслите сущность диагностической функции классного руководителя.

2. Выберите объект исследования (например, сформированность ученического коллектива, творческая активность класса, физическая развитость учащихся, коммуникативный потенциал личности школьника, удовлетворенность родителей жизнедеятельностью их детей в школе и т.д.).

3. Определите стратегические ориентиры в организации диагностического исследования: продумайте задачи изучения, подберите критерии и показатели, позволяющие судить о результативности процесса развития (воспитания, взаимодействия), выберите методы и методики изучения, подготовьте диагностический инструментарий (бланки тестов, анкет, протоколы опроса и т.д.).

Практическая часть:

1. Проведите изучение выбранного вами аспекта (явления, процесса, результата), используя целесообразные диагностические средства.

2. Обработайте и интерпретируйте результаты исследования.

3. Проанализируйте, оцените полученные результаты, оформите их в виде таблиц, графиков, методических рекомендаций.

4. Сделайте вывод о необходимости диагностической деятельности классного руководителя.

 

Основные методы выполнения исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ работы классного руководителя, анализ продуктов деятельности учащихся, наблюдение, беседа, частные методики диагностики конкретного аспекта (например, статистический анализ текущей и итоговой успеваемости, тест умственного развития (ШТУР), социометрия, ранжирование явлений жизни, методика «Какой у нас коллектив»).

 

Литература:

1. Воспитательный процесс: изучение активности / под ред. Е.Н. Степановой. – М., 2001.

2. Диагностика воспитанности школьников. Хрестоматия исследовательских методик: учеб.-метод. пособие для студ. университета / сост. В.И. Турковский, Е.А. Артеменок. – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2201. – 211 с.

3. Классному руководителю / под ред. М.И. Рожкова. – М., 1999. – С. 199-215.

4. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2000.

5. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов. – М., 2002.

6. Рязанова, Л.П. Методические рекомендации по проведению диагностики личности школьника / Л.П. Рязанова // Классный руководитель. – 2005. – №5.

7. Сергеева, В.П. Классный руководитель в современной школе / В.П. Сергеева. – М., 2002. – С. 83-120.

8. Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М., 1988.

9. Щуркова, Н.Е. Пакет школьных методик выявления уровня воспитанности школьников / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 1990. – №1-4.

10. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – М., 2005. – С. 270-292.

 

 

Задание 10.Изучение возможностей школьного класса в оказании индивидуальной помощи однокласснику

Цель: содействовать формированию исследовательской позиции по отношению к классу и отдельному ученику, развитию умений оказывать педагогическую поддержку и помощь школьнику

Примерные этапы выполнения задания.

1. Актуализируйте теоретические знания по проблеме исследования, обращаясь к психолого-педагогической литературе.

2. Опишите источники и типы проблем школьника, требующие индивидуальной помощи со стороны класса.

3. В ходе наблюдения за классом, беседы с классным руководителем выделите несколько учащихся с определенными проблемами школьной дезадаптации (не складываются отношения с учителем, изолирован или игнорирован в классе, имеет физические недостатки, неадекватен в эмоциональных и поведенческих реакциях и т.д.).

4. Продумайте общий алгоритм оказания индивидуальной помощи ребенку в классе.

5. Предложите конкретную коррекционную работу по улучшению эмоционального самочувствия ребенка в среде одноклассников.

 

Основные методы выполнения задания: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за отношениями детей в классе, беседа с отдельными учениками и учителями, социометрия, моделирование деятельности класса.

 

Литература:

1. Боссарт, А.Б. Парадоксы возраста или воспитания / А.Б. Боссарт. – М., 1991.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М., 2000. – С. 74-88.

3. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. – М., 1988.

4. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. – М., 1999.

5. Организация воспитательного процесса в школе / под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. – М., 2000. – С. 89-110.

6. Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М., 2002. – С. 58-71.

7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М., 2000.

8. Сперанский, А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А. Сперанский // Школьные технологии. – 2004. – №5.

9. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского и др. – М., 1999. – С. 152-163.

10. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / В.Р. Ясницкая. – М., 2004. – С. 264-338.

 

 

Задание 11. Формирование социальной зрелости личности старшеклассника

Цель: способствовать развитию умений изучать проблему социальной зрелости личности старшеклассника

Примерные этапы выполнения задания.

1. Анализируя процесс становления личности в воспитательно-образовательной системе школы, обоснуйте актуальность исследуемой проблемы.

2. На основании изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскройте сущность понятия «социальная зрелость» и покажите составляющие социальной зрелости.

3. Выявите и опишите условия, определяющие развитие социальной зрелости школьника.

4. Проанализируйте наиболее эффективные способы формирования социальной зрелости старшеклассников, которые имеют место в вашей школе.

5. Предложите свой проект включения старшеклассников в активное взаимодействие с окружающей действительностью.

 

Основные методы выполнения задания: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение школьной документации и продуктов деятельности учеников, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, беседа с родителями и старшеклассниками, проективные методы.

 

Литература:

1. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000. – С. 174-183.

2. Организация воспитательного процесса в школе / под ред. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой. – М., 2000. – С. 5-31.

3. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ // Праблемы выхавання. – 2000. – №2.

4. Толстых, Т. Формирование социальной зрелости старшеклассников / Т. Толстых // Учитель. – 2005. – №1.

 

 

Задание 12. Педагогическое общение в конфликтных ситуациях

Цель: способствовать формированию умений анализировать конфликтные ситуации, предвосхищать последствия действий участников конфликта и принимать корректное решение по разрешению конфликта

Примерные этапы выполнения задания.

1. Анализируя литературу по данной проблеме, выясните сущность педагогического конфликта, его структуру и динамику.

2. Опишите причины конфликтов, наблюдаемых вами на практике в школе, и способы их разрешения.

3. Предложите правила педагогического общения, которые целесообразно соблюдать, чтобы не допускать конфликтных ситуаций.

4. Приведите примеры разрешения 2-3 конфликтных ситуаций педагогом-мастером.

5. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия на уроке в системе «учитель-ученик».

 

Основные методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа с учителями и учащимися, моделирование педагогической деятельности.

 

Литература:

1. Березовин, Н.А. Проблемы педагогического общения / Н.А. Березовин. – М., 1997.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000. – С. 151-157.

3. Геращенко, И. Педагогическая конфликология / И. Геращенко // Учитель. – 2000. – №2.

4. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М., 1990.

5. Журавлев, В.Н. Основы педагогической конфликтологии / В.Н. Журавлев. – М., 1995.

6. Каджаспирова, Г.М. Педагогика / Г.М. Каджаспирова. – М., 2004. – С. 370-375.

7. Крупенин, А.Л. Эффективный учитель: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. – М., 1995.

8. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М., 1999. – С. 105-117.

9. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М., 1991.

10. Рыданова, И.И. Педагогические конфликты: пути предупреждения / И.И. Рыданова. – Мн., 1998.

11. Селиванов, В.С. основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М., 2000. – С. 142-170.

12. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – СПб., 2004. – С. 89-108.

13. Харин, С.С. Формирование навыков педагогического общения / С.С. Харин и др. – Мн., 1996.

14. Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е. Щуркова. – М., 2000.

 

 

Задание 13. Азбука эстетического воспитания В.А. Сухомлинского в практике работы классного руководителя

Цель: содействовать формированию у студентов умения включать историко-педагогические знания в решение актуальных вопросов воспитания

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите работы В.А. Сухамлинского, выявите основные положения его «азбуки эстетического воспитания».

2. Изучите методику осуществления «азбуки эстетического воспитания» в опыте В.А. Сухомлинского.

3. Проанализируйте деятельность классного руководителя по эстетическому воспитанию учащихся.

4. Определите возможные пути использования идей В.А. Сухомлинского в работе классного руководителя по эстетическому воспитанию школьников.

5. Составьте свою «азбуку эстетического воспитания» для класса, в котором вы проходите педагогическую практику.

 

Основные методы выполнения задания: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью учителя и учащихся, изучение школьной документации, беседа с учителями и учащимися, анкетирование.

 

Литература:

1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 1. / В.А. Сухомлинский. – М., 1981.

2. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский. – М., 1979.

3. Водзинский, Д.И. Жизнь и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского / Д.И. Водзинский. – Мн., 1979.

4. Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского / М.И. Мухин. – М., 1994.

 

 

Задание 14. Идеи А.С. Макаренко о семейном воспитании в работе классного руководителя с родителями

Цель: способствовать формированию у студентов умения использовать историко-педагогические знания в решении современных проблем воспитания

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите работы А.С. Макаренко по проблеме семейного воспитания, вычлените актуальные, на ваш взгляд, положения.

2. Проанализируйте работу классного руководителя с родителями.

3. Определите, какие идеи А.С. Макаренко о семейном воспитании можно использовать в современном педагогическом просвещении родителей.

4. Составьте проспект выступления перед родителями с использованием идей и рекомендаций А.С. Макаренко.

 

Основные методы выполнения задания: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью учителя и учащихся, изучение школьной документации, беседа с учителями и учащимися, анкетирование.

 

Литература:

1. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М., 1988.

2. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / А.С. Макаренко. – М., 1977.

3. Гребенников, И.В. Развитие идей А.С. Макаренко о воспитании детей в семье / И.В. Гребенников // Советская педагогика. – 1988. – №2. – С. 31-36.

4. Павлова, М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность / М.П. Павлова. – М., 1980.

 

 

Задание 15. История школы (гимназии, училища)

Цель: способствовать развитию у студентов умений проводить историко-педагогические исследования

Примерные этапы выполнения задания.

Исследование деятельности учебно-воспитательного учреждения по схеме:

1. Условия и причины открытия школы (экономические, демографические, субъективные). Когда (точная дата по архивным данным) возникла школа, как она называлась? Ее место среди учебно-воспитательных учреждений населенного пункта (микрорайон и количество населения, обслуживаемого школой). Что представляло собой школьное здание, его оборудование (финансирование школы)? Сколько в ней было учащихся и учителей? Социальный состав учащихся. Первые учителя и их характеристика. Как проводились учебные занятия? Количество выпускников за период существования школы. Лучшие учителя и выпускники.

2. Основные этапы развития школы. Ее традиции.

3. Характеристика сегодняшнего состояния школы:

- материальная база педагогического процесса (учебные площади, оборудование кабинетов и классов, мастерских, пришкольного участка, спортивных помещений, библиотеки, учебно-спортивного лагеря, столовой, обеспеченность учащихся учебниками и учебными принадлежностями, финансирование и т.п.);

- учебно-воспитательный процесс (успеваемость и другие показатели учебной работы, деятельность групп продленного дня, организация общественно-полезного труда учащихся, спортивно-оздоровительная работа, техническое творчество, опытничество школьников и т.д.);

- ученический коллектив школы (количество учащихся по классам, деятельность детских организаций, спортивных, художественных, научных и других обществ и кружков);

- педагогический коллектив школы (обеспеченность школы педагогическими кадрами, ориентация учащихся на профессию педагога, кто из выпускников работает в своей школе?).

4. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.

5. Проблемы и перспективы развития школы.

 

Основные методы выполнения задания: изучение архивных, мемуарных источников, документации школы, анкетирование, беседа с учителями и учащимися, интервьюирование, анализ продуктов деятельности школьников.


ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕФЛЕКСИЮ

Задание 1. Самоанализ воспитательной работы в период педагогической практики

 

1. Чем Вы руководствовались в большей мере при подготовке к воспитательной работе:

- указаниями и консультацией методиста;

- принципом: «Так обычно работает учитель этого класса»;

- консультацией и обобщением опыта других учителей;

- теоретическими и методическими источниками (учебниками, пособиями, разработками, периодической печатью и т.п.);

- собственным творческим подходом.

2. В процессе организации воспитательной деятельности Вы опирались на:

- ведущие потребности учащихся различных возрастов;

- требования администрации и классного руководителя;

- принципы, процедуры, правила, традиции воспитательной системы

- особенности коллектива класса;

- собственные личные достижения;

- логику «здравого смысла».

3. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе работы с классом, в чем их причины и каковы, на Ваш взгляд, пути устранения?

4. Что наиболее эффективно и творчески удалось реализовать в ходе практики? Чем она запомнилась?

5. Какие способности Вы открыли в себе в период педагогической практики (упорство, выдержку, наблюдательность, некоторую «детскость»)?

6. Как Вы оцениваете уровень своей профессиональной подготовки и проведенную работу?

7. Остались ли Вы довольны собой, почувствовали ли свою успешность?

8. Общие выводы о практике. Как Вы оцениваете значение практики в Вашем становлении как педагога.

 

Задание 2. Оцените уровень сформированности педагогических умений, используя предложенную шкалу [*]

 

Педагогические умения Самооценка по 5-бальной шкале
Гностические умения
1. Анализировать отдельные формы и методы учебно-воспитательной работы учителя-предметника, классного руководителя, находить сильные и слабые стороны в их деятельности 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Использовать методы педагогической диагностики при изучении личности школьника и классного коллектива с целью проектирования их развития и воспитания 5, 4, 3, 2, 1, 0
3. Анализировать и обобщать результаты своей работы 5, 4, 3, 2, 1, 0
Проектировочные умения
1. Определять учебно-воспитательные задачи, исходя из конкретных условий коллектива учащихся 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Планировать деятельность учащихся и педагогическое руководство ею 5, 4, 3, 2, 1, 0
3. Прогнозировать результаты воспитательной работы 5, 4, 3, 2, 1, 0
Конструктивные умения
1. Соотносить формы, методы, средства учебно-воспитательной работы с задачами, стоящими перед классом 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Определить последовательность необходимых действий при решении педагогических задач 5, 4, 3, 2, 1, 0
3. Составлять поурочные планы, разрабатывать и проводить уроки разных типов 5, 4, 3, 2, 1, 0
4. Планировать воспитательные мероприятия, определять методику их проведения 5, 4, 3, 2, 1, 0
5. Анализировать и синтезировать учебно-воспитательный материал в соответствии с поставленными задачами, потребностями, интересами, возможностями учащихся 5, 4, 3, 2, 1, 0
6. Определять оптимальные средства педагогического взаимодействия на учебных занятиях и во внеурочной работе 5, 4, 3, 2, 1, 0
7. Соотносить свой опыт с педагогической теорией, ставить перед собой исследовательские задачи и применять соответствующие методики для их решения 5, 4, 3, 2, 1, 0    
Организаторские умения
1. Организовывать школьный класс на выполнение поставленных задач 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Увлекать, заинтересовывать учащихся различными видами деятельности 5, 4, 3, 2, 1, 0
3. Осуществлять подход к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей 5, 4, 3, 2, 1, 0
Коммуникативные умения
1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, малыми группами, классным коллективом 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Находить контакт, общий язык, правильный тон с разными людьми в различных ситуациях (родителями, коллегами, руководством школы, методистами) 5, 4, 3, 2, 1, 0    
Научно-исследовательские умения
1. Самостоятельно приобретать научно-педагогические знания, изучая психологическую и педагогическую литературу 5, 4, 3, 2, 1, 0
2. Используя методы диагностики, изучать объект данного педагогического исследования 5, 4, 3, 2, 1, 0

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.