Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предвыпускного курса




Практика проводится, как правило, в IV-IХ классах городских общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Первая неделя практики – это время, необходимое для адаптации студентов к новым условиям, знакомства с педагогическим коллективом школы, определения своего места в нем, изучения конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, особенностей классов, в которых будет осуществляться учебно-воспитательная работа, установления деловых отношений с учителями-предметниками и классными руководителями, осмысления задач и перспектив своей работы в период практики.

В течение первой недели студенты встречаются с руководителями школы, учителями, знакомятся с классом, к которому прикреплены для ведения учебной и внеурочной работы, посещают уроки и классный часы, изучают календарно-тематические планы учителей-предметников, планы воспитательной работы классных руководителей, работают с классными журналами, медицинскими картами учащихся. Они ведут наблюдение за классом, изучая его организованность, сплоченность, дисциплинированность, отношение к различным видам деятельности, поручениям, требованиям, беседуют с педагогами с целью получения представлений об интересах, склонностях, учебных возможностях, личных проблемах школьников, получают консультацию психолога и тем самым накапливают необходимую информацию, облегчающую начальный этап учительствования.

Обсуждение перспектив работы во время практики приводит студента к составлению индивидуального плана работы, который в календарной последовательности отражает различные виды деятельности практиканта как учителя и классного руководителя. План включает такие разделы, как: «Учебная работа», «Воспитательная работа», «Внеурочная работа по предмету». Этот документ, если он достаточно четок и конкретен, позволяет начинающему учителю организовать себя «в пространстве и во времени», в череде текущих дел не утратить основные идеи и ориентиры.

Особые волнения студентам доставляют первые уроки. Не случайно впечатления о них часто остаются на всю жизнь.

Для успешной подготовки и проведения уроков необходимо изучить учебники и методические пособия по предмету, проанализировать темы и разделы учебной программы на период практики, актуализировать знания теории и методики обучения, приобретенные в процессе учебных занятий в вузе, припомнить модели и алгоритмы уроков, расширить знания об управлении классом на уроке и т.д. (см. прил. 2).

Важно с первых дней практики посещать уроки разных учителей, анализировать их педагогическую деятельность, осмысливать положительные стороны их работы для личностно-профессионального развития. В процессе наблюдения уроков необходимо не только фиксировать действия учителей и учащихся, но и понимать целесообразность этих действий, обосновать их с точки зрения педагогической теории. Анализ урока как сложного многогранного педагогического явления может проводиться по ряду показателей. Мы, естественно, не претендуем на их полный перечень, а назовем только наиболее значимые параметры, с нашей точки зрения, которые студент-практикант может выяснить после посещенного урока. Предлагаем несколько схем анализа урока, а студент выбирает ту, которая больше отвечает специфике предмета, уровню его дидактической подготовленности, личным особенностям и т.д. (задание 1, 2, 3 – на выбор!). Обсуждение урока по одной из схем – не столько оценка работы учителя, сколько видение разнообразных проблем урока, повторение важных вопросов теории обучения и творческий перенос их в практику, расширение опыта оценочной деятельности, развитие аналитических умений.

В период практики студент обстоятельно знакомится с содержанием деятельности классного руководителя и выполняет определенную часть его обязанностей. Классное руководство – деятельность более сложная, чем преподавание, поскольку опирается на организацию деятельности школьников. Воспитательная работа классного руководителя – это и есть не что иное, как организация жизни и деятельности учащихся, позволяющей им приобрести не только стереотип поведения, но и жизненный опыт (см. прил. 1, 3).

Воспитательная работа с классом планируется студентом в первую неделю практики. За основу берется план классного руководителя, который помогает осознать стратегию и тактику воспитания, увидеть общие перспективы и конкретные пути решения воспитательных задач.

Беседуя с классным руководителем, знакомясь с планированием воспитательной работы в закрепленном классе, студент определяет содержательные ориентиры своей деятельности, отбирает конкретные направления и формы работы с детьми, определяет свою меру участия в подготовке внеурочных дел, уточняет сроки их проведения, оформляет план воспитательной работы (задание 4) и знакомит методиста с его содержанием. Но даже в том случае, когда план составлен методически верно, он не может отразить воспитательную работу в реальности, поскольку основное средство воспитания во внеурочное время не столько проведение конкретного мероприятия, сколько целесообразная организация жизнедеятельности класса и взаимоотношения в нем. Надо отметить и то, что иногда жизнь школы, класса требует, чтобы студент отступил от плана, что-то в нем скорректировал, внес что-то новое, учитывая, например, свои возможности, умения, сложившуюся ситуацию, потребности учащихся. Поэтому, чтобы отразить всю работу с учащимися в закрепленном классе, студент по ходу практики выполняет задание «Учет и анализ проведенной воспитательной работы» (задание 5). Таким образом, вся работа с детьми, проведенная «на деле», четко отражается и «на бумаге».

Для расширения опыта, как организовать деятельность и взаимоотношения воспитанников, учитывать их возрастные потребности, формировать организационную культуру класса, избежать ошибок и отрицательных явлений во взаимодействии с отдельными детьми, найти эффективные методы и средства воздействия на воспитанников, студент посещает воспитательные внеурочные занятия (классные часы, турниры, конкурсы, познавательные игры, вечера), проводимые учителями школы или студентами и одно из них анализирует по предложенной схеме (задание 6, 7 – на выбор!).

При планировании и проведении воспитательной работы студент определяет, какие из внеурочных занятий будут зачетными. Зачетное мероприятие – дело, вытекающее из интересов и потребностей конкретного класса, уровня воспитанности детей, возможностей школы, социального окружения. Например, конкурс любознательных, литературный ринг, игра-путешествие «По тропе Берендея», устный журнал «Мой город», познавательная игра «Мир родной речи», эстафета веселых состязаний, беседа «Учитесь властвовать собой…», дебаты «А гражданином быть обязан», турнир знатоков спорта. Зачетное мероприятие детально продумывается и тщательно готовится. Оно требует от студента максимального проявления своих способностей и умений как на этапе подготовки, так и во время проведения.

К зачетному мероприятию студент заранее пишет подробный конспект (задание 8), знакомит с ним классного руководителя, затем предъявляет методисту на утверждение.

Известно, что педагогический труд стоит близко к научному исследованию, так как требует систематического анализа фактов, необходимости предвидения результатов своей деятельности, обобщения педагогического опыта, инновационных решений. Проявлять исследовательскую позицию по отношению к личности растущего человека, вести научный поиск путей совершенствования обучения и воспитания, совмещать в себе качества преподавателя, воспитателя и исследователя студенту помогут исследовательские задания (задания 1-15 – на выбор!). Каждому студенту предоставляется возможность выполнить одно из предложенных заданий, исходя из научных и практических интересов. Темы заданий предполагают проведение и оформление результатов исследований на разных уровнях: овладение методикой работы с письменными (опубликованными) источниками; проведение педагогических наблюдений за учащимися на уроке и вне учебных занятий; использование анкетирования, тестирования, ранжирования, статистических методов; изучение и анализ документации учебной и воспитательной работы; обращение к методике проведения эксперимента; обобщение педагогического опыта, школьной практики (см. прил. 4). Накопленный материал может быть использован при написании курсовой или дипломной работы по психолого-педагогическим дисциплинам, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность требует исследовательской позиции, личностной и интеллектуальной рефлексии. Это, прежде всего, самоанализ и самооценка личностных свойств, направленных на других и самого себя, а также осознание и оценка субъектом познавательных и преобразовательных операций, составивших основу его деятельности. Как известно, рефлексия – это специфическая способность человека, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения предметом специального рассмотрения и практического преобразования. Рефлексивное отношение учителя к собственной деятельности является одним из важнейших условий более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования своей работы. Поэтому студентам предлагается на заключительном этапе практики выполнить задания на рефлексию (задания 1, 2 – на выбор!).


УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Примерная схема анализа урока

 

1. Исходные данные об уроке (дата, школа, класс, Ф.И.О. учителя, количество учащихся на уроке, место урока в расписании учебного дня).

2. Тема, задачи урока.

3. Предварительная организация урока (состояние рабочих мест учащихся и учителя, наличие наглядных пособий, приборов, оборудования и других обучающих средств, психологический настрой учителя и учащихся на работу).

4. Каким было начало урока? В какой мере и какими приемами учителю с первых минута урока удалось создать рабочую обстановку и включить класс в работу? Сосредоточил ли учитель внимание на конкретных задачах урока?

5. Каким из форм взаимодействия и видов деятельности (коллективная, групповая, парная, индивидуальная, письменная, устная, практическая работа) и на каких этапах урока отдавалось предпочтение?

6. Какими приемами в процессе работы над новым материалом учитель добивался побуждения учащихся к активной деятельности, как управлял вниманием и дисциплиной, как получал обратную связь о результатах усвоения, как подкреплял правильные ответы учеников?

7. Создавал ли учитель на уроке развивающую среду? Какими способами усиливал мотивацию к учебе у разных учащихся? Как поощрял инициативные ответы учеников? Как организовывал мыслительный процесс? Создавал ли проблемные ситуации? Какими приемами помогал осуществлять рефлексивную деятельность?

8. Добивался ли учитель занятости каждого ученика делом? Как поддерживал интерес к уроку? Чередовал ли виды деятельности, пытался ли менять характер заданий, если не видел ожидаемых результатов? Использовал ли работу с учебником, справочниками, дополнительной литературой, таблицами, раздаточным материалом и другими средствами наглядности? Применял ли дифференцированный подход к учащимся для активации познавательной деятельности?

9. Проявлялась ли у учителя собранность, готовность к неожиданным педагогическим ситуациям? Каким образом осуществлялась импровизация на уроке? Какие «изюминки» урока достойны подражания?

10. Какой была завершающая часть урока? Остались ли учитель и класс удовлетворены процессом и результатом общения и взаимодействия на уроке?

 

Задание 2. Примерная схема анализа комбинированного урока (смешанного), урока-семинара, урока-зачета (контрольного урока), урока-защиты творческих заданий, урока-диспута, урока-драматизации

 

1. Исходные данные об уроке (дата, школа, класс, Ф.И.О. учителя, тема).

2. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи: а) четкость формулировок; б) способы доведения целей и задач урока до учащихся (создание проблемной ситуации, привлечение практического жизненного опыта, наблюдений и т.д.); в) взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач.

3. Тип и структура урока: а) место данного урока в общей системе занятий; б) соответствие структуры урока его типу; время отводимое на отдельные части урока.

4. Характеристика содержания урока: а) научность и доступность материала; б) связь с современными проблемами развития общества; в) межпредметные связи.

5. Характеристика методической стороны урока: а) разнообразие методов и приемов работы; целесообразность их применения; б) оценка методов и методических приемов с точки зрения развития активной познавательной деятельности учащихся; в) оценка реализации воспитательных возможностей урока; г) обоснованность сочетания коллективных, индивидуальных и групповых форм работы; д) создание ситуаций успеха.

6. Учет и контроль учебной работы: методы проведения, виды заданий. Соответствие оценок работы учеников установленным критериям.

7. Способы подведения итогов урока.

8. Характеристика педагогической техники и мастерства учителя: а) степень владения материалом урока и методами работы; б) завоевание внимания аудитории; в) контакт с коллективом класса и с каждым учащимся; г) педагогический такт; д) индивидуальный педагогический почерк.

9. Общие выводы: а) общая оценка урока; б) успехи класса и отдельных учащихся.

 

Задание 3. Примерная схема анализа урока

 

1. Исходные данные об уроке (дата, класс, место урока в расписании учебного дня, количество учеников на уроке, Ф.И.О. учителя, тема урока).

2. Предварительная организация урока.

3. Цели и задачи урока.

4. Способы, применяемые учителем для

- включения учащихся в урок, создания рабочей атмосферы, установления внимания и дисциплины;

- побуждения учащихся к активной деятельности, стимулирования их общеучебных, коммуникативных, интеллектуальных, творческих умений;

- учета индивидуальных особенностей учащихся;

- развития интереса к учебной деятельности, желания выполнять коллективную и индивидуальную работу;

- организации контроля знаний;

- создания ситуаций успеха, педагогической поддержки и помощи отдельным ученикам;

- обеспечения положительного эмоционального климата на уроке;

- подведения итогов урока и определения дальнейших перспектив работы.

 

Задание 4. Схема плана воспитательной работы в классе

 

№ п/п Дата Содержание работы
1. 06.02.-16.02. Изучение учащихся и классного коллектива
2. 08.02. Участие в проведении классного часа «Законы доброты»
3. 09.02.-14.02. Подготовка команды класса к интеллектуальному конкурсу «Пытливые умы» (среди параллельных классов)
4. 16.02. Организация и проведение экскурсии в музей П.М. Машерова (ВГУ)
5. 15.02.-20.02. Подготовка к участию в игре «Защита профессий»
6. 20.02.-22.02. Оформление работ на школьную выставку «Мир наших увлечений»
7. 22.02.-23.02. Подготовка и проведение классного часа «Берем пример с героев»
8. 25.02.-28.02. Ознакомление с традиционным коллективным творческим делом класса «Лестница достижений»
9. 02.03.-09.03. Подготовка творческого отчета к родительскому собранию
10. 11.03.-17.03. Подготовка и проведение устного журнала «Трудолюбие и талант» (зачетное мероприятие)
11. 22.03. Проведение игровой программы «Веселый лабиринт»

 

Задание 5. Учет и анализ воспитательной работы

 

№ п/п Дата Содержание работы Краткий самоанализ Замечания, оценка, отметка кл. руководит. и метод.
1. 06.02.-18.02. Ознакомление с планом работы классного руководителя, посещение уроков, беседа с родителями, школьным психологом, анкетирование, собеседование с отдельными учениками Эта работа позволила мне познакомиться с классом, увидеть личностные особенности моих воспитанников, узнать, как организуется и проводится внеучебная деятельность детей, какую позицию занимает в ней классный руководитель, какие формы работы имели место в этом учебном году, как организуется классный час и какие вопросы на нем обсуждаются и т.д. выполнено (роспись кл. руководителя)
2. 08.02. Присутствие на классном часе «Законы доброты» В основу содержания классного часа взят материал и рекомендации из книги «Вершины мудрости» (авт. Лопатина и Скребцова). На мой взгляд, удачной получилась сценка «Для чего нужна доброта», и составление вместе с кл. руководителем «Свода законов доброты». Приятно, что большая часть класса активно обсуждала проблему отношения к другим людям через достойные поступки выполнено (роспись кл. руководителя)
3. 10.02. Работа с командой класса по подготовке к конкурсу «Пытливые умы» Придумали эмблему команды, обсудили домашнее задание на тему: «Знаешь ли ты, что…». Меня порадовали ребята своими идеями. Действительно, они знакомы с детскими энциклопедическими изданиями, им нравится рассуждать, решать логические задачи… Студентка добросовестно взялась за подготовку к интеллектуальному состязанию (роспись кл. руководителя)
4. 12.02. Подготовка к экскурсии Договорились со сроками экскурсии. Ученики захотели сходить в музей университета, они еще ни разу в университете не были. Им это интересно. О П.М. Машерове слышали и знают. Считают его интересной личностью, достойным представителем белорусского народа. Надо подготовиться самой к беседе о П.М. Машерове выполнено (роспись кл. руководителя)
5. 15.02. Помощь в подготовке игры «Защита профессий» После уроков осталась инициативная группа, чтобы обсудить подготовку к игре «Защита профессий». Остановились на профессиях: художника-модельера, строителя, ветврача, библиотекаря. Далее обсуждали, какими должны быть костюмы, тексты, игровые соревнования. Много интересных идей было у Олега Новикова, Иры Яремчук. Чувствую, что ребята увлеклись. Уже определилась группа ребят, которые будут защищать профессию строителя, они решили подключить в подготовку родителей. Возник интересный замысел защиты профессии ветврача с приглашением студентов ветакадемии, рассказом о лечении домашних животных и т.д. выполнено (роспись кл. руководителя)

 

Задание 6. Схема анализа внеурочного занятия с классом

 

1. Исходные данные (класс, дата проведения, Ф.И.О. кл. руководителя, количество присутствующих учащихся, место проведения).

2. Форма воспитательной работы (диспут, аукцион, ролевая игра, устный журнал, игра-путешествие).

3. Тема занятия.

4. Задачи занятия.

№ п/п Предмет анализа Вопросы, подвергаемые наблюдению и анализу Мнение студента-эксперта
1. Подготовка занятия 1. Роль классного руководителя 2. Роль инициативных групп и отдельных школьников.  
2. Целенаправленность 1. Соответствие занятия общим воспитательным целям, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся, сложившейся воспитательной ситуации (в классе, школе)  
3. Познавательная ценность 1. Дает ли занятие новые знания учащимся? Расширяет ли представление об окружающем мире, о человеке? 2. Какие умения и навыки совершенствует?  
4. Духовно-эмоциональная насыщенность 1. Было ли занятие красивым внешне (эстетика помещения, наглядность, музыкальное оформление…)? 2. Проявлялись ли хорошие манеры в поведении учащихся? 3. Какие социально-нравственные установки формировались у детей? 4. Насколько интересно проходило занятие? И за счет каких средств? 5. Как складывались взаимоотношения учителя и учащихся? 6. Имела ли место реализация принципа доверия и поддержки? 7. Как поощрялись творческие находки детей?  
5. результативность 1. Насколько решились поставленные задачи? 2. Много ли детей осталось удовлетворенными данным внеурочным делом? Что им особенно понравилось? 3. Полезным ли оказалось данное занятие для класса с точки зрения классного руководителя? 4. Какие проблемы высветились по ходу занятия?  

 

Задание 7. Схема анализа классного часа

 

1. Исходные данные (класс, дата проведения, Ф.И.О. кл. руководителя, количество присутствующих учащихся).

2. Тема классного часа.

3. Образовательно-воспитательные задачи.

4. Подготовка учителя и учащихся к классному часу: организаторы и исполнители.

5. Внешнее оформление, использование наглядности.

6. Вводная часть:

- убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в создании положительного настроя детей, внимания и интереса к происходящему.

7. Основная часть:

- решение поставленных задач через оригинальность содержания обсуждаемого материала, его связь с актуальными проблемами социума, соответствие интересам и уровню развития классного коллектива;

- способы взаимодействия и общения классного руководителя с воспитанниками;

- приемы активизации интереса к создаваемым ситуациям, коррекции отношений к обсуждаемым проблемам и т.д.;

- характер отношений «учитель-ученик»;

- количественное и качественное участие детей в мероприятии (их инициатива, самостоятельность, проявление переживаний).

8. Заключительная часть:

- приемы систематизации детьми полученного опыта;

- позиция классного руководителя в подведении итогов.

9. Общая оценка:

- решение задач классного часа;

- позитивные аспекты проведенного мероприятия;

- негативные моменты классного часа и возможные пути их устранения.

Задание 8. Оформление конспекта воспитательного занятия

 

1. Схема конспекта:

- форма и тема воспитательного занятия;

- воспитательные задачи;

- этапы подготовки воспитательного занятия (анализ воспитательной ситуации, рождение замысла занятия, изучение и анализ методической литературы, продумывание и подбор необходимого содержания занятия, стартовая беседа с учащимися, работа с инициативными группами, разработка сценария, материальное обеспечение занятия, распределение полномочий и т.д.);

- непосредственное проведение занятия (сценарий);

- использованная литература.

2. Требования к сценарию воспитательного дела

- оригинальность содержания, его соответствие возрасту детей, воспитательным проблемам класса;

- развивающий характер информации;

- композиционная целостность, логичность, завершенность сценария: вступительная, основная и финальная часть.

 


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучение значения миссии учебного предмета (своей специальности) в жизни человека

Рекомендации по выполнению задания:

- сформулируйте миссию предмета, который вы преподаете, так как вы ее видите (например, история Беларуси – формирование чувства сопричастности историческим и духовным первоосновам отечественной культуры и национального мировосприятия);

- поразмышляйте над важностью научных идей и концепций своего предмета в жизнедеятельности человека и представьте свои суждения в таблице:

 

№ п/п Основные научные идеи, важнейшие понятия, представления, факты, которые ученики изучат в течение времени практики на уроках по … (предмету) Какую роль эти идеи, понятия, представления, факты сыграли в моей жизни? Какую роль эти идеи, понятия, представления, факты могут сыграть в жизни моих учеников?
1.      
2.      
3.      
     

 

Задание 2. Изучение взаимосвязи теории и практики обучения в педагогической деятельности учителя (… Ф.И.О.) (на примере реализации принципов обучения)

Рекомендации по выполнению задания:

- припомните, какие принципы обучения известны в дидактике;

- в беседе с учителем выясните, в чем состоит значение принципов обучения, какие дидактические принципы он считает наиболее важными в своей работе, чем руководствуется, следуя тем или иным принципам на уроке?

- посетите несколько уроков учителя и опишите, реализацию каких принципов (с помощью каких средств, приемов, заданий) увидели в процессе обучения.

 

Задание 3. Ознакомление с воспитательными возможностями урока литературы (истории, химии, географии, физкультуры…)

Рекомендации по выполнению задания:

- припомните, что воспитывающее – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми они сталкиваются на уроке;

- присутствуя на уроках, постарайтесь увидеть, какие отношения формируются у детей при восприятии личности учителя, оценке его кругозора, этики поведения, внешнего вида, готовности к уроку и т.д.;

- опишите традиции урока, правила, нормы поведения и взаимоотношений, способствующие установлению дисциплины и соблюдению порядка, активности и самостоятельности;

- покажите, как учитель использовал содержание учебного материала для решения воспитательных задач урока;

- раскройте воспитательное влияние применяемых на уроке методов, приемов, средств обучения.

Задание 4. Ознакомление с педагогическим творчеством учителя (… Ф.И.О.) на примере проведения нестандартных уроков

Рекомендации по выполнению задания:

- в беседе с учителем узнайте, какие нетрадиционные уроки им проводятся, какова методика их подготовки и проведения, какова их педагогическая ценность;

- посетите уроки такого типа, опишите методы и приемы обучения, которые эффективно влияют на развитие и воспитание учащихся, а также на развитие творческого потенциала учителя.

 

Задание 5. Изучение методики работы классного руководителя по гражданскому воспитанию школьников

Рекомендации по выполнению задания:

- беседуя с классным руководителем о современных направлениях воспитания, анализируя его план работы с классом, присутствуя на классных часах, конференциях, «круглых столах», обозначьте востребованность и значение гражданского воспитания в современной школе;

- раскройте направления воспитательной работы классного руководителя по развитию у школьников гражданских качеств;

- предложите описание одной из форм гражданского воспитания, апробированной на практике.

 

Задание 6. Изучение опыта работы классного руководителя по предупреждению и профилактике у детей негативных симптомов

Рекомендации по выполнению задания:

- в беседе с классным руководителем выясните, каких детей он считает проблемными, почему появляются проблемные дети, какие возможности есть у педагога для эффективной работы с такими детьми, как построить воспитательную работу с классом по предупреждению и профилактике у детей негативных явлений (например, агрессивность, отсутствие сопереживания к другим людям, неразвитость волевых качеств, эгоизм, развязность манер);

- анализируя работу классного руководителя, определите, какие приоритетные направления и формы работы делают воспитание успешным в современных условиях;

- раскройте сущность педагогической поддержки и помощи в работе классного руководителя;

- попытайтесь сформулировать правила воспитательной работы классного руководителя, в которых реализуется его педагогическая позиция по отношению к своим воспитанникам.

 

Задание 7. Изучение особенностей управления поведением учащихся в опыте … (Ф.И.О. учителя)

Рекомендации по выполнению задания:

- наблюдая за педагогической деятельностью учителя, беседуя с ним, изучая его планы работы, методические разработки, отчеты, проанализируйте, какие принципы, методы, приемы, средства использует учитель в общении и взаимодействии с детьми (например, режим, как внешняя опора поведения; ситуация успеха, соревнование, воспитательная беседа, личный пример, аргументированное требование, ролевое управление, опора на лидерские качества и т.д.);

- попробуйте найти ответ, при каких условиях эти способы педагогического воздействия приводят к желаемым результатам, в чем их корректирующий и развивающий эффект;

- на примере одного-двух способов педагогического воздействия покажите, соблюдение учителем каких требований приводит к эффективному управлению поведением учащихся.

 

Задание 8. Изучение профессионально-педагогических установок учителей

Рекомендации по выполнению задания:

- в беседе с учителями разного опыта и стажа работы попробуйте выяснить их установки на педагогическую деятельность;

- сгруппируйте полученную информацию, как продуктивные (эгоцентрические и альтруистические) и непродуктивные установки;

- отметьте типичные установки учителя-неудачника;

- представьте систему установок успешного учителя;

- проанализируйте установки, которые вам дали на старте вашей педагогической деятельности (они могли быть, например, такими: «Главное на уроке – держать дисциплину», «От учеников не жди ничего хорошего», «В слабости ученика – учитель находит свою силу», «Знать к чему стремиться»).

- порассуждайте, какие из предлагаемых установок вам помогли в педагогической деятельности, какие – навредили?

Задание 9. Изучение возможных вариантов решения сложных педагогических ситуаций

Рекомендации по выполнению задания:

- проведите исследование вариантов взаимодействия учителя и учащихся (родителя, администрации) в сложных педагогических ситуациях, используя следующую схему: дата эпизода, содержание и участники ситуации, причина случившегося, практические шаги, варианты развития отношений, конкретные выводы

Например, 12 ноября у классного руководителя 7 класса состоялся неприятный разговор с мамой Даши (новенькой ученицей класса). Мама Даши упрекала учителя в том, что он не умеет поддерживать успехи детей. В школе, где раньше училась Даша, она была отличницей, а сейчас у девочки появились восьмерки и семерки за первую четверть, хотя она работает дома много и старательно. (Далее анализируется причина возникшей ситуации, описывается суть разговора с мамой и дальнейшие действия классного руководителя).

 

Задание 10. Изучение отношения школьников к внеурочной деятельности

Рекомендации по выполнению задания:

- с помощью бесед и анкетирования соберите информацию о том, где и каким образом ученики класса проводят свободное время;

- выясните их интересы к формам и содержанию досуга;

- изучите удовлетворенность учащихся своим досугом в школе;

- определите вместе с учащимися наиболее привлекательные для них формы воспитательной работы;

- создайте вместе с детьми свой проект организации и проведения одной из форм внеурочной деятельности, отражающей интересы и потребности обеих сторон: воспитателя и воспитанников.

 

Задание 11. Осмысливая складывающийся индивидуальный стиль работы, опишите принципы, правила, методы и приемы, которые помогают вам в воспитании и обучении детей.

 

Задание 12. Осмысливая проблему вхождения в педагогическую деятельность, напишите трактат на тему «Можно ли научиться быть успешным учителем?».

 

Задание 13. Осмысливая современную ситуацию в воспитании, напишите эссе на тему «Дети стали хуже или это нам кажется».

 

Задание 14. Представьте, что вы создаете пособие для начинающих учителей «Учитель в мире стереотипов», с первых страниц которого вы ведете разговор о том, что есть успех в педагогической деятельности и как к нему прийти. Напишите один из параграфов этого пособия под названием «Имидж учителя».

 

Задание 15. Осмысливая роль и значение педагогического труда в развитии личностного потенциала учителя, напишите сочинение на тему: «Что я совершенствую в себе, используя педагогическую деятельность как средство».

 


ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕФЛЕКСИЮ

Задание 1. Самоанализ и самооценка работы в период практики. Напишите главу ваших мемуаров «Первые недели учительства», включив в нее приблизительно такие разделы:

 

- мое первое впечатление о классе;

- что было самым неожиданным;

- страхи, мешавшие моей работе;

- сложившиеся стереотипы о работе в школе, которые пришлось преодолевать;

- советы и рекомендации от коллег и руководителей;

- наиболее сложным для меня оказалось…

- личностные качества и умения, помогавшие справляться с трудностями;

- моя самостоятельность проявилась в…

- моя педагогическая удача…

- сильные стороны, которые я развил(а) в себе путем «погружения» в жизнь и проблемы современной школы.

 

Задание 2. Самооценка своей работы в период практики

 

№ п/п Педагогические умения Самооценка по 5-бальной шкале
1. Планировать свою работу  
2. Находить сильные и слабые стороны в своей деятельности  
3. Организовывать класс на выполнение поставленных задач  
4. Правильно, конкретно, аргументировано формулировать требования, задания, вопросы, высказывания  
5. Поддерживать деловую включенность учащихся в работу, их заинтересованность и работоспособность  
6. Видеть работу всего класса и отдельных учащихся  
7. Использовать инициативу, идеи, предложения воспитанников  
8. Укреплять у ребенка уверенность в своих силах и возможностях  
9. Контролировать и корректировать деятельность детей  
10. Изменять характер взаимодействия и общения с детьми, если нет ожидаемого поведения и результатов  
11. Находить контакт, общий язык, правильный тон речи с детьми в сложных педагогических ситуациях  
12. Уметь посмотреть на себя глазами своих учеников.  

 


ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.