Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выпускного курса 1 страница




Практика проводится, как правило, в старших классах городских и сельских школ, гимназий и лицеев.

Деятельность студента в этот период по содержанию и объему адекватна работе учителя-профессионала.

Особое значение для успешной организации учебно-воспитательной работы студентов имеет первая неделя в школе, когда студенты встречаются с директором, его заместителями, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами-организаторами, знакомятся с особенностями работы школы, ее воспитательной системой, классами, в которых будет проходить практика.

Первая неделя требует от студента-практиканта значительного эмоционального напряжения: необходимо изучить планы, учебные программы, школьные журналы, определиться с первыми самостоятельными уроками, познакомиться с работой опытных учителей, начать изучение классных коллективов и составить план воспитательной работы в закрепленном классе на весь период практики (задание 1). Возможно, план не сможет предусмотреть все ситуации школьной действительности, возможно, будут изменения в сроках проведения конкретного классного часа или репетиции к конкурсу, дополнительных занятий или посещения семьи трудного ученика. Однако план придаст повседневной деятельности молодого учителя определенную целенаправленность, выстроит перспективу деятельности.

Выполняя задание «Учет и анализ воспитательной работы» (задание 2), практикант отражает дела, проведенные в классе по плану, а также с учетом возникших педагогических и жизненных ситуаций, предлагает выводы о реальных достижениях, о результативности методов, приемов взаимодействия с учащимися, о целесообразности используемых средств воздействия, об отношении к данному событию в жизнедеятельности класса его участников и т.д.

Важный этап практики – подготовка и проведение уроков. Урок – это радости и огорчения, сомнения и открытия. В уроке может полностью реализоваться учительская потребность – направить, передать, обучить, при этом развить мысль, эмоции, волю, личность своих учеников. Искусству ведения урока надо учиться по книгам психологов и педагогов, приобщаясь к опыту маститых учителей.

Чтобы провести хороший урок, нужно уделять большое внимание его подготовке и проведению. Проведенный урок только в том случае станет ступенькой профессионального роста учителя, если учитель сам научиться тщательно и критически разбирать свой урок. Оценка качества своего урочного труда должна стать внутренней потребностью начинающего учителя.

Самоанализ урока опирается на четкие представления об эталонах урока, на нормативные требования к процессу обучения, показатели качества процессуальной и результативной сторон данного педагогического явления (см. прил. 2).

Конечно, завершив урок, учитель находится под общим впечатлением от конкретных ситуаций урока, отмечает про себя удачные и неудачные моменты взаимодействия с учениками – это как бы первичный анализ, первый его эскиз. Затем, несколько отстранившись от непосредственных восприятий, анализирует свою работу и работу учащихся более подробно и тщательно, оценивает полученные результаты, явные успехи, недочеты. К сожалению, начинающему учителю не всегда удается посмотреть объективно со стороны на результат своей работы. Этому умению тоже надо учиться. Вот поэтому студенту предлагается расширить свой опыт аналитической деятельности, выполнив одно из предложенных заданий по самоанализу и самооценке урока (задание 3, 4 – на выбор!).

Сделав проведенный урок объектом пристального внимания, студент-практикант оценивает соответствие содержания урока требованиям учебной программы, связь изучаемого материала с ранее усвоенными знаниями, активность и интерес учащихся в учении, характер сложившихся отношений с детьми на уроке и т.д. Самоанализ урока по предложенным показателям позволяет увидеть результаты работы на уроке, отметить успешные находки и недоработки, почувствовать свою уверенность и собственные силы.

Выполняя функции классного руководителя, студент-практикант основное внимание обращает на организацию воспитывающей и развивающей деятельности, ибо там, где нет организованной деятельности, нет воспитания, а развитие личности предоставляется стихийным обстоятельствам и спонтанным влияниям. Многообразны виды деятельности, в которые может вовлекать своих воспитанников классный руководитель. Это и природоохранительные дела, и занятия художественным творчеством, и познавательные экскурсии, и интеллектуальные турниры. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а формами жизнедеятельности учащихся, важно создавать благоприятные условия для взаимообогащающего обмена опытом, идеями, переживаниями, творческими находками. Этап подготовки шефского концерна, заседания клуба творческих встреч, конкурса эрудитов, литературной гостиной или какой-то другой формы работы предполагает взаимодействие классного руководителя и школьников для определения содержания, структуры, эмоциональных стимулов, подбора средств оформления, составления заданий для индивидуального выполнения. На этапе проведения важно заинтересованное, увлеченное отношение к происходящему всех участников (см. прил. 3).

Из разнообразных проведенных внеурочных дел студент выбирает одно и методически грамотно описывает в конспекте его подготовку и проведение (задание 5). Это же воспитательное занятие он анализирует по предложенному алгоритму (задание 7, 8 – на выбор!). Самоанализ необходим, чтобы оценить педагогическую целесообразность, воспитательную ценность, эффективность состоявшейся работы. Следовательно, воспитательные мероприятия помогают организовать жизнедеятельность учащихся, если они методически грамотно подготовлены и организованы.

Современный учитель школы – диагност и в той или иной мере педагог-исследователь. Он исследует мотивы поведения учащихся и уровень их знаний, характер складывающихся в классе отношений и неформальную структуру детского коллектива, готовность учащихся к принятию педагогического воздействия и условия, способствующие проявлению активности, самостоятельности интереса в различных видах деятельности и т.д. Учитель постоянно следит за результатами и эффективностью своей работы, изучает новаторский опыт, внедряет его в собственную практику. Таким образом он накапливает, анализирует, обобщает информацию, оценивает ее как средство профессиональной деятельности. Вот почему практическая подготовка будущих учителей к исследованию проблем учебной и воспитательной работы школы является важной задачей практики.

Вхождение в реальную действительность требует от студента умения решать разнообразные педагогические задачи учебного и воспитательного плана по отношению к школьникам, коллегам, родителям. Студент применяет имеющиеся психолого-педагогические знания, переосмысливает многие теоретические положения, поскольку свои действия он совершает в конкретных ситуациях, с реальными людьми, отличающимися индивидуальными способностями. Созидательно-преобразующая деятельность студента-практиканта опирается на разнообразные умения, среди которых особое место занимают исследовательские. Развить систему исследовательских умений, помогающих учителю не только увидеть педагогическую проблему, но и попытаться ее разрешить, призваны исследовательские задания (задания 1-15). Одно из заданий (на выбор!) выполняется в ходе практики.

Учебно-воспитательная практика дает возможность студенту осознать возникающие в педагогическом процессе проблемы, проверить степень своей готовности к самостоятельной педагогической деятельности Оценить себя, проанализировать профессиональные качества с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемым к учителю помогут задания на рефлексию (задания 1, 2 – на выбор!).

Рефлексивное отношение молодого учителя к себе необходимо для осмысления своего опыта, критической оценки своих сильных и слабых сторон, осознания себя субъектом деятельности. Эта деятельность самопознания исключительно важна для профессионального становления, формирования я-концепции педагога, развития творческого подхода к учительскому делу.


УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Схема плана воспитательной работы в классе

 

№ п/п Дата Содержание работы
1. 09.11-14.11 Изучение учащихся и классного коллектива (через посещение уроков, работу с журналом класса, беседы с учителем). Присутствие на классном часе «Проблемы нашего общества» Проведение диагностической игры «Мы – коллектив?» Посещение родительского собрания «Мудрость в повседневных контактах с детьми»
2. 16.11-21.11 Участие класса в предметной недели по географии: - оформление газеты «Без визы вокруг света»; - подготовка команды класса к познавательной игре «И мелькают города и страны» (среди параллельных классов)
3. 23.11-29.11 Проведение классного часа «Взгляд с экрана» Организация шефской помощи малышам детского сада Подготовка и участие класса в вечере белорусской песни
4. 01.12-06.12 Подготовка и проведение классного часа «Философия любви» (зачетное мероприятие)
5. 08.12-13.12 Встреча-беседа с работниками прокуратуры «Знаешь ли ты закон?» Участие класса в «Дне независимости от вредных привычек» Организация и проведение экскурсий в типографию
6. 15.12-20.12 Подготовка и проведение праздника класса «Уходящему году посвящается…»

 

Задание 2. Учет и анализ воспитательной работы

 

№ п/п Дата Содержание работы Краткий самоанализ Замечания, оценка, отметка кл. руководит. и метод.
1. 09.11 Посещение уроков мировой художественной культуры и физики Произошло знакомство с классом. увидела, что класс активный, работоспособный. Убедилась, что интерес детей к уроку сильно зависит от их отношений с учителем, а урок МХК – не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества выполнено (роспись кл. руководителя)
2. 11.11 Присутствие на классном часе «Проблемы нашего общества» Получился обстоятельный разговор о проблемах общества: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д. Честно говоря, не ожидала такого интересного обсуждения. Понравилась позиция Андрея Румянцева, его субъективный опыт… выполнено (роспись кл. руководителя)
3. 11.11 Проведение диагностической игры «Мы – коллектив?» Ребятам понравились тесты, они проявили к ним интерес, «примерили» предложенные ориентиры к своему классу. Я же увидела сильные и слабые стороны в развитии класса. выполнено (роспись кл. руководителя)
4. 13.11 Посещение родительского собрания «Мудрость в повседневных контактах с детьми» Это непродолжительное общение с родителями убедило меня в мысли, что стили семейного воспитания очень разные. Очень остро перед родителями стоят проблемы контроля и доверия, поощрений и наказаний, помощи и требований. И еще я поняла, что проведение родительского собрания – очень сложный вид деятельности классного руководителя. Мне понравилось, что классный руководитель по имени-отчеству обращался ко всем родителям, в заключительной части поблагодарил всех за совместную работу и попросил остаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении выполнено (роспись кл. руководителя)
5. 14.11 Проверка и выставление текущих отметок в дневники учеников. Это мы сделали по просьбе родителей, поскольку многие ученики не считают нужным подавать дневник учителю на уроке выполнено (роспись кл. руководителя)
6. 16.11 Помощь в оформлении географической газеты Подкорректировала, так сказать, идеи своего класса, предложила кой-какой материал. По-моему, мы остались довольны друг другом выполнено (роспись кл. руководителя)
7. 18.11 Репетиция перед игрой «И мелькают города и страны» Работа над представлением команды и домашним заданием. Меня порадовали ребята своими идеями. Действительно, они знакомы с детскими энциклопедическими изданиями, им нравится рассуждать, решать логические задачи… Студентка включилась в дела класса, сумела установить с детьми взаимопонимание (роспись кл. руководителя)
8. 10.12 Изучение плана работы кл. руководителя Познакомились с направлениями деятельности классного руководителя, с воспитательными делами, которые соответствуют направлениям, отметила, что в плане содержатся как групповые, так и индивидуальные формы работы выполнено (роспись кл. руководителя)

 

Задание 3. Схема самоанализа урока (тип урока – комбинированный)

 

1. Общие сведения (дата, класс, Ф.И.О. учителя, тема, количество присутствующих учащихся на уроке).

2. Готовность к уроку учителя и учащихся.

3. Организационный этап (как создался деловой настрой, какие приемы использовал учитель для включения учащихся в работу?).

4. Проверочно-обучающая работа над пройденным материалом (как организовано взаимодействие учителя с учащимися, учащихся друг с другом? Какой вид проверки преобладал: индивидуальный, фронтальный, уплотненный? Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся? Как корректировались знания детей? Как происходила оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьника? Какие особенности поведения учителя на этапе проверки и оценки знаний достойны внимания и интереса?).

5. Переход к изучению нового материала (подчеркнута ли связь настоящей темы с ранее изученной? Создана ли положительная мотивация учителя? Представлено ли содержание предстоящей работы в виде разноуровневых задач?).

6. Изучение нового материала (какие источники информации использовались? Какие способы работы над учебным материалом содействовали его активному и осознанному усвоению? Применялась ли наглядность? Создавались ли проблемные ситуации? Использовались ли приемы дифференциации обучения? Насколько класс был увлечен работой, проявлял ли внимание к учителю, интерес к изучаемой теме?).

7. Закрепление новых знаний (как осуществлялась обратная связь с классом? Какие виды самостоятельных, творческих работ имели место на данном этапе урока? Как соотносилась индивидуальная, коллективная, парная, групповая формы работы? Можно ли утверждать, что обучение было развивающим? Как учитель оценивал работу учащихся, создавал ситуацию успеха? Усвоили ли учащиеся материал, готовы ли к выполнению домашнего задания? Каково домашнее задание по содержанию?).

8. Итог урока (какой была завершающая часть урока?).

9. Выводы, замечания, пожелания (достигнуты ли цели и задачи урока? Благотворным ли было общение учителя с учащимися? Что можно исправить, изменить в проведении урока? В чем недостатки и достоинства урока?).

 

Задание 4. Схема самоанализа урока

 

1. В каком классе состоялся урок?

2. Тема, задачи, тип урока.

3. Достиг ли урок поставленных задач?

4. Достаточно ли оптимально протекал учебный процесс и насколько целенаправленно осуществлялось воспитание и развитие учащихся?

5. Как была организована наглядная, предметная среда урока? Как она помогала формировать умения работать с литературой, оборудованием, учебными пособиями?

6. Как включались ученики в деятельность на различных этапах урока? Какова была их активность, внимательность? Насколько успешной и качественной была самостоятельная работа?

7. Какие задания вызывали у учащихся наибольшую активность, интерес, увлеченность работой?

8. Как отслеживались и фиксировались результаты деятельности учеников? Какие требовании при этом соблюдались?

9. Какие индивидуальные особенности учащихся учитывались на уроке и каким образом?

10. Благоприятным ли был психологический климат урока? Возникали ли на уроке напряженные ситуации? И если да, то что их провоцировало?

11. Были ли такие детали урока, которые стали его «изюминками» за счет своей оригинальности в сочетании с целесообразностью?

12. Какие внешние и внутренние резервы оказались неиспользованными на данном уроке?

13. Что надо срочно исправить, дополнить, изменить на следующем уроке?

 

Задание 5. Оформление конспекта воспитательного занятия

 

1. Схема конспекта:

- форма и тема воспитательного занятия;

- воспитательные задачи;

- этапы подготовки воспитательного занятия (изучение и анализ методической литературы, продумывание и подбор необходимого содержания занятия, стартовая беседа с учащимися, работа с инициативными группами, определение индивидуальных заданий, поручений, предварительные репетиции, отчеты о готовности и т.д.);

- непосредственное проведение занятия (сценарий);

- использованная литература.

2. Требования к сценарию воспитательного дела

- оригинальность содержания, его соответствие возрасту детей, воспитательным проблемам класса;

- развивающий характер информации;

- композиционная целостность, логичность, завершенность сценария: вступительная, основная и финальная часть.

 

Задание 6. Схема самоанализа классного часа

 

1. Общие сведения.

Дата проведения, класс, кто проводит. Тема классного часа. На решение какой цели и каких задач он направлен?

Психолого-педагогическое обоснование содержания и формы воспитательного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям школьников.

2. Анализ подготовки мероприятия.

Кто был инициатором проведения данного мероприятия. Как оно готовилось: как обеспечивала активность школьников, в чем проявилась самостоятельность и инициатива учащихся?

Удалось ли в подготовительный период вызвать у школьников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней?

3. Ход мероприятия.

Актуальность, своевременность проведения классного часа.

Направленность содержания на обогащение сознания учащихся. Разнообразие видов деятельности (познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественная, спортивная и т.д.), в которую вовлекались учащиеся с процессе проведения мероприятия. Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся. Диалоговые формы общения. Эмоциональные состояния, возникавшие в процессе проведения классного часа, их адекватность цели и задачам, характер взаимоотношений («учитель-учащиеся», «учащиеся-учащиеся», «учащиеся-учитель»). Активность и заинтересованность учащихся (личный вклад каждого и роль коллектива).

4. Общая оценка.

При подготовке и проведении:

- было интересно …;

- было сложно …;

- менее удачно получилось …;

- такие воспитательные дела нужны, чтобы ….

 

Задание 7. Схема самоанализа воспитательного мероприятия

 

1. Общие сведения (класс, дата проведения; форма работы; цель, задачи; обоснование данной формы деятельности: соответствие возрастным особенностям школьников, интересам и потребностям детей, обучающей системе учебно-воспитательной работы).

2. Анализ подготовительного этапа.

Инициаторы данного мероприятия. Роль педагога и инициативной группы (составление программы, распределение обязанностей, организация трудовой деятельности, поиск стимулов). Увлеченность детей замыслом предстоящего дела, их активность, самостоятельность, творчество. Установление отношений взаимной ответственности.

3. Анализ проведения.

Внешнее оформление мероприятия. Начало мероприятия (создание положительного настроя, атмосферы внутреннего подъема, внимания и интереса к происходящему). Реальное включение учащихся в запланированные педагогом отношения (разнообразие видов деятельности и общения, продуктивность методов и приемов взаимодействия, количественное и качественное участие учащихся в мероприятии). Насыщенность мероприятия информацией: доступность, конкретность, оригинальность материала. Характер отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик». Успешность решения воспитательных задач (через форму и содержание, систему отношений, положительные переживания, сочетания коллективной и индивидуальной работы детей и т.д.).

Культура проведения мероприятия (четкость, логичность, оптимальный темп, продолжительность по времени).

Позиция классного руководителя при проведении и подведении итогов мероприятия. Выдвижение новых задач, перспектив деятельности.

4. Общие выводы, замечания, пожелания по совершенствованию воспитательной работы.


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Гуманизация микроклимата урока в педагогической теории и практике

Цель: способствовать развитию умений по анализу, конструированию, организации и рефлексии микроклимата урока

Примерные этапы выполнения задания.

1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определите показатели благоприятного микроклимата урока.

2. Раскройте механизма «радостной педагогики» на уроке в педагогической системе Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой (на выбор).

3. Покажите, исходные педагогические позиции по созданию гуманных отношений на уроке и пути их реализации в опыте учителей, с которыми вы сотрудничали на практике.

4. Попытайтесь смоделировать показатели гуманных отношений на уроке по своему предмету.

 

Основные методы выполнения задания: анализ литературных источников по теме исследования, анализ опыта работы конкретных учителей, наблюдение за общением и взаимодействием учителя и учащихся на уроке, моделирование уроков по заданным параметрам, разработка рекомендаций, самоанализ.

 

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Мн., 1999. – С. 179-201.

2. Белкин, А.С. Ситуация успеха, как ее создать / А.С. Белкин. – М., 1993. – С. 130-163.

3. Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М., 1998.

4. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. – Мн., 1987. – С. 24-29; 50-67.

5. Казанский, О.А. Педагогика как любовь / О.А. Казанский. – М., 1996.

6. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997. – С. 33-70.

7. Палтышев, Н.Н. Педагогическая гармония / Н.Н. Палтышев. – Киев, 1996. – С. 35-39.

8. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. – М., 1999. – С. 118-123.

9. Скороходова, Н.Ю. Психология ведения урока / Н.Ю. Скороходова. – СПб, 2005. – С. 33-61.

10. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе / А.П. Сманцер, Л.В. Кондрашова. – Мн., 2001. – С. 246-288.

11. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб., 2005. – С. 246-250; 325-351.

12. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе / В.Р. Ясницкая. – М., 2004. – С. 220-234.

 

 

Задание 2. Стимулирование познавательного интереса школьников на уроке

Цель: способствовать формированию умений анализировать и моделировать обучение с учетом развития потребностно-мотивационной сферы учащихся

Примерные этапы выполнения задания.

1. Опираясь на идеи педагогов об учении с увлечением, представьте основные каналы стимулирования у учащихся положительного отношения к учению, развития познавательного интереса.

2. Проанализируйте, как рекомендации ученых используются в школьной практике.

3. Выясните, какие способы развития интереса к учению используют учителя, с которыми вы сотрудничали в период практики.

4. Опишите способы стимулирования у учащихся интереса к познавательной деятельности, которые вы применяли на своих уроках.

 

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью учителей и учащихся, изучение школьной документации и продуктов учебной деятельности, беседа с учителями и учащимися, анкетирование, самоанализ собственной деятельности.

 

Литература:

1. Гликман, И.З. Как стимулировать желание учиться / И.З. Гликман // Народное образование. – 2003. – №2.

2. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

3. Кухарев, Н.В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе / Н.В. Кухарев, Г.В. Савельев. – Мн., 1997. – С. 85-137.

4. Левитес, Д.Г. Современные образовательные технологии / Под ред. Т.И. Шамовой. – Новосибирск, 1999. – С. 126-141.

5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова и др. – М., 1990.

6. Молчанова, Л. Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников / Л. Молчанова // Учитель. – 2005. – №1.

7. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В.И. Петрушин. – М., 2001. – С. 38.

8. Усова, А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным / А.В. Усова // Педагогика. – 2000. – №4.

9. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянова, И.Б. Котова. – М., 1999.

10. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М., 1988.

11. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 1996.

 

 

Задание 3. Нетрадиционный урок и его воспитательные возможности

Цель: способствовать формированию творческого подхода к организации процесса обучения, умения рационально использовать оригинальные «находки» урока для решения воспитательных задач

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите и проанализируйте психолого-педагогическую литературу по теме.

2. Покажите, какое место среди разнообразных форм обучения в современной школе отводится нетрадиционному уроку.

3. Выявите, какие нетрадиционные уроки есть в опыте учителей, с которыми вы сотрудничаете во время педагогической практики.

4. Опишите методы, приемы, средства обучения, которые, по вашему мнению, эффективно влияют на воспитание учащихся на нетрадиционном уроке.

5. Представьте методическую разработку нетрадиционного урока.

6. Обоснуйте его воспитательные возможности.

 

Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ опыта работы учителей-предметников, наблюдение, беседа с учителями и учащимися, моделирование урока, самоанализ собственной деятельности.

 

Литература:

1. Березовин, Н.А. Проблемы педагогического общения / Н.А. Березовин. – Мн., 1997. – С. 160-180.

2. Букатов, В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – М., 2000.

3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М., 2001.

4. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М., 2000.

5. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

6. Нестандартные формы проведения занятий по математике в общеобразовательной школе / сост. К.О. Ананченко и др. – Витебск, 1996.

7. Основы педагогического мастерства / под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. – С. 212-231.

8. Подласый, И.П. Педагогика. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М., 1999. – С. 530-535.

9. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. – М., 2000. – С. 296-312.

10. Учитель года России: лучшее от лучших // Сборник методических материалов. – Выпуск 3. – М., 1999.

 

 

Задание 4. Эффективность применения групповых форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке

Цель: способствовать формированию умений осуществлять взаимодействие с учениками на уроке, применяя групповую форму организации работы

Примерные этапы выполнения задания.

1. Изучите и проанализируйте психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Определите характерные черты групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке, выяснит е ее педагогическую ценность.

3. Проанализируйте возможности применения групповой формы познавательной деятельности учащихся на уроках вашей специальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.