Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники самообразования личности




Функции самообразования в профессиональной деятельности человека

Автор Функции самообразования
Роботова А. С.
  • самообразование выступает механизмом превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную;
  • самообразование приближает специалиста к творческому уровню его самореализации в профессиональной деятельности;
Князева М. М.
  • экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);
  • ориентировочная (определение себя в образовательном пространстве вуза, культуры города, своего места в обществе);
  • компенсаторная (преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в общей культуре);
  • саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей);
  • методологическая (формирование образа мира, своего места в мире, определение сути профессионального бытия педагога);
  • коммуникативная (установление связей между науками, специальностями);
  • сотворческая (доопределения, достраивания деятельностей до уровня творчества);
  • омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте);
  • психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни);
  • геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).
Диденко В.Д.
  • компенсация недостатков полученного образования;
  • постоянная адаптация к изменяющейся профессиональной деятельности, ее технологиям;
  • непрерывное развитие творческого потенциала личности.


Таблица 6.

Источник самообразования Деятельность по самообразованию Результаты самообразования
  • книги, периодическая печать, СМИ, интернет
  • знакомство с актуальными и «свежими» публикациями;
  • знакомство с мнениями ведущих ученых, высказываниями по телевидению, радио;
  • обладание информацией о конференциях, семинарах, выставках
  • бытие в курсе важнейших событий;
  • информированность;
  • компетентность
  • исследовательская деятельность
  • курсовое проектирование, конкурсные проекты;
  • исследовательская работа в научных кружках
  • упорядоченность знаний, личностное мировоззрение, свой стиль деятельности;
  • знакомство с миром ученых
  • обучение на разных курсах
  • параллельно основному курсу освоение дополнительных программ (стенография, иностранный язык, имиджмейкер, ораторское искусство и др.)
  • личностный рост;
  • профессиональная компетентность;
  • ответственность;
  • самоорганизация
  • работа (по основной или сопутствующим специальностям)
  • участие и организация конференций, семинаров по профессиональным проблемам
  • самопознание;
  • самореализация;
  • самосовершенствование
  • хобби
  • занятия в хоре, театре, хореографическом кружке, спорт, туризм, краеведение, фото- и кино-дело и др.
  • способность «блистать» в какой-то сфере деятельности, непосредственно не связанной с профессией;
  • контакты с широким кругом людей

 


      1. КАРЬЕРА ЧЕЛОВЕКА КАК УСЛОВИЕ И УРОВЕНЬ ЕГО САМОРЕАЛИЗАЦИИ. ВИДЫ КАРЬЕРЫ


Понятие «карьера» пришло из французского языка и обозначает продвижение в сфере профессиональной деятельности, достижение известности. Со словом «карьера» нередко связывают наличие негативных человеческих качеств, проявляющихся в погоне за успехом в любой сфере деятельности, вызванных стремлением к личному благополучию. В русском языке эти качества запечатлены как «карьеризм», «карьерист».

Полноценная жизненная самореализация в профессиональной сфере возможна, если человек:


  • признает свою профессиональную деятельность как наилучшую для самореализации собственной личности;

  • осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения, способен к дружескому взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных особенностей;

  • обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в профессиональной деятельности и разнообразных отношениях;

  • способен к целенаправленным волевым усилиям, необходимым для реализации его стремления быть эффективным, компетентным профессионалом, значимым для окружающих на всех этапах жизненного пути.


В широком смысле слова карьера понимается как общая последовательность развития и самореализации человека в основных сферах жизнедеятельности: в работе, семье, общественной жизни, досуге.

Успешность карьеры человека зависит от целого ряда факторов: от определения сферы профессиональной деятельности (профессионального самоопределения); от профессионального выбора, затрагивающего лишь ближайшую перспективу, не обязательно учитывающую последствия принятого решения; от личностных особенностей, от уровня притязаний, ценностных установок.

По динамичности продвижения личности в сфере профессиональной деятельности выделяют линейную, стабильную, спиральную, кратковременную, платообразную и снижающуюся карьеру.

Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице.

Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности.

Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге.

Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно.

Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит на пенсию.

Снижающаяся карьера – это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т.п.), что постепенно снижает его работоспособность.


      1. АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ (ПО Г.С.АЛЬТШУЛЛЕРУ И К.А.АБУЛЬХАНОВОЙ-СЛАВСКОЙ). САМОВОСПИТАНИЕ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ


Проанализировав сотни биографий людей, создавших прекрасные карьеры и реализовавшихся во всех ипостасях, Г.С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает? В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств?

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к следующим выводам.

1. У каждого из них была Достойная Цель. Ее основной критерий: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению которой можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

2. План достижения Достойной Цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий – норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. «Это просто способ прожить счастливую жизнь», - пишет Г.С. Альтшуллер.

3. Работоспособность как необходимое условие достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающая результативность работы. Опыт показывает, что важнейшим условием повышения работоспособности человека могут являться:


  • учет рабочего времени и выполненного объема работы;

  • чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

  • своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

  • разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.


4. Техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач.

5. Умение «держать удар» – сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания быту, заботе о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.

6. Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач – следующая составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.