Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника влияния и решения конфликтов




Учебно-воспитательная работа состоит не только в эффективном общении, а и в совершении гуманизирующего влияния на школьников. В широком смысле слова любое действие учителя влияет на учеников. Но кроме того, существуют специальные действия – приемы, которые позволяют целенаправленно влиять на сознание и подсознание партнеров по общению, решать конфликты.

Решение противоречий возможно только после урегулирования собственного эмоционального состояния, концентрации на проблема, а не на участниках; осознание своих настоящих мотивов, которые побуждают к действию (Зачем мне это надо? Почему я этого хочу? Угрожает это здоровью или только моим убеждениям?); а так же осознания потребностей и мотивов оппонента, его возрастных и индивидуальных особенностей (темперамент, акцентуация, уровень интеллектуального развития).

Позитивное разрешение конфликтов возможно с помощью следующих приемов:

«Пассивное слушание» – используется тогда, когда собеседник очень эмоциональный и желает выговориться; не следует его перебивать, оценивать, достаточно выслушать и показать, что вы понимаете его точку зрения, чувства. Нельзя использовать этот прием, если нет достаточного количества времени, лучше перенести беседу. В процессе высказывания энергия человека уменьшается, он постепенно успокаивается; иногда этого достаточно, или можно переходить к следующим приемам.

«Активное слушание» – применяется в тех случаях, когда собеседник не может самостоятельно сформулировать проблему. Задача состоит в том, чтобы спокойно, доброжелательно помочь ему выразить чувства, сформулировать причины их возникновения. Предположения о причине проблемы должны чередоваться с паузами, принятием возражений, дополнений или подтверждений от собеседника. Высказывания не должны звучать как приказы, предупреждения, угрозы, проповедь, совет, критика, обвинения, высмеивание, выспрашивания. Словесное формулирование проблемы позволяет перейти к ее решению.

Если собеседник высказывается грубо следует корректно перефразировать его слова, описать его эмоции, цель, а только потом отвечать.

Большинство конфликтов переходят в скандал из-за того, что начинаются взаимные обвинения, требования невозможного, чрезмерные обобщения («все вы такие...», «всегда...», «никогда...»). Суть приема «Я – сообщение» заключается в том, чтобы рассказать о своих чувствах, состоянии здоровья, проблемы, но не обидеть партнера. Это позволяет не накапливать отрицательные эмоции, информирует собеседника о том, что он не замечает, дает ему шанс «сохранить лицо» и самостоятельно принять решение. (Например, НЕоптимально «Твое поведение ужасно, сейчас же прекрати это делать», правильно: «Меня огорчают твои последние действия, они мешают работать, я надеюсь, что ты поймешь это.»).

После этого можно переходить к рассмотрению проблемы по частям, начиная от самой простой; оценить каждый вариант решения, выбрать лучшие и разработать детальный план их реализации.

Кроме приемов разрешения конфликтов существуют приемы педагогического воздействия, образующие достоинства и тормозящие негативное поведение. К образующим относятся убеждение, моральная поддержка, привлечение к интересной деятельности, организация успеха в обучении, авансирование достоинств, просьба, проявление доверия и внимания и т.д..

Приемы влияют более эффективно когда они неожиданные, необычные. Выбор приемов зависит от ситуации и индивидуальных особенностей учащихся. На интровертов лучше влияют такие тормозящие приемы как ласковый упрек, намек, кажущееся равнодушие, проявление огорчения учителем; а на экстравертов возбуждение тревоги о будущем наказание, кажущееся недоверие, искреннее возмущение, ирония.

Никто не любит, чтобы его воспитывали. А.С. Макаренко спрашивал, почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? В воспитании длинные проповеди не имеют смысла. Действия педагога важнее его слов, так как невербальный язык (пантомимика, взгляд, движения, дистанция, интонация...) влияет эффективнее. Чтобы обращаться к подсознательному, которое управляет поведением, следует говорить на его языке. Если мы хотим усовершенствовать человека, то менее всего следует пытаться прямо изменить. Для незаметного внушения (легкого гипноза) существуют приемы воздействия на подсознание. В работе учителя целесообразно использовать такие приемы.

«Разрыв стереотипа». Для прерывания нежелательного поведения необходимо внезапно сделать что-то неожиданное, необычное, вызывающее разрыв условного рефлекса – привлекает внимание, повышает внушаемость. Например, внезапно поднять руки над головой, изменить начатый жест, громкость голоса, встать на стул, сыграть на музыкальном инструменте, включить свет...

«Выбор без выбора». Иллюзия самостоятельного выбора стимулирует деятельность. (Напишем контрольную работу в начале или в конце урока? Ты выполнишь один или с товарищем? Решим задачу или тест? Перед ответом можешь подумать). Происходит внушение полезной деятельности.

«Встроенная команда». Последние части повествовательных и вопросительных предложений не осознаются в как требование, поэтому не вызывают сопротивления, воспринимаются буквально (без частицы «не») и действуют как команда. Например, «Я думаю, что ты выполнишь. Интересно, как ты решишь задачу? Полезно быть ответственным

Косвенным приемом воздействия может быть использование юмора. Дружелюбная шутка, своевременный остроумный афоризм вызывают улыбку, расслабляют, снимают напряжение, создают положительную эмоциональную атмосферу в классе, позволяют сэкономить время, энергию, вызывают уважение к личности учителя.

Таким образом, использование различных приемов воздействия и общения, на основе наблюдения, оперативно принятых решений и саморегуляции становится профессиональной техникой учителя, которая позволяет ему работать оптимально, сохраняя психическое здоровье всех участников педагогического процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.