Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика педагогического процесса




Целостный педагогический процесс

Педагогический процесс как система

Высоко организованная, гуманистическая система, которая объединяет в себе процессы обучения, воспитания и развития в том или ином образовательно - воспитательном учреждении и обеспечивает совместно с семьей подготовку личности к полноценной жизни и творческого труда, называется целостным педагогическим процессом.
Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, носителем которой является специально подготовленный человек - педагог. Кроме того, главным компонентом системы, в которой протекает педагогический процесс, являются воспитанники, которые выступают, как центр всего педагогического процесса и вместе с воспитателями создают динамическую паритетную систему «педагог – воспитанник» и одновременно выступают, как объект объекты и субъекты педагогического процесса. Третьим компонентом системы, где проходит педагогический процесс, является его содержание и условия воспитания.

В свою очередь, сам педагогический процесс имеет следующие компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
Целевой компонент включает в себя все цели и задачи педагогической деятельности – от главной цели воспитания к конкретным задачам по формированию какого-то определенного качества личности.

Содержательный компонент отражает содержание, которым наполняется как главная цель воспитания, так и конкретные задания относительно отдельной личности.

Деятельный или организационный компонент включает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом для достижения конечного результата, методы, средства и формы взаимодействия. Результативный компонент отражает его эффективность.

Педагогический процесс – это качественно новое образование, которое нетождественно механическому сочетанию процессов воспитания, обучения и развития.

Целостность этого процесса возникает в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонично развитой личности.

Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация возникает как следствие целенаправленного, содержательного взаимодействия педагога с воспитанниками, воспитанников между собой и с окружением. Педагогическая ситуация всегда представляет собой активное взаимодействие и единство всех основных компонентов педагогического процесса. Если в педагогической ситуации возникает цель, которая должна быть достигнута путем преобразования условий ситуации, тогда возникает педагогическая задача, которая требует своего решения путем анализа педагогической ситуации. Педагогические задачи должны решать педагогические противоречия, сопровождающие педагогический процесс. Эти противоречия возникают вследствие несоответствия между педагогическими представлениями, концепциями, которые устарели, и новыми требованиями к личности, которые обусловлены постоянными изменениями окружающей среды и развитием личности.

Все педагогические противоречия можно разделить на две группы:

– Социально-педагогические – между педагогическим и ведущими социальными процессами (экономическими, политическими, культурными и т.д.);

– Педагогические, отражающие внутренние противоречия, диалектику самого педагогического процесса.

Внутренние противоречия педагогического процесса выступают движущей силой и источником совершенствования воспитательных отношений педагогов и воспитанников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.