Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая наблюдательность и невербальное общение учителя




Педагогическая техника учителя

Для оптимизации процесса обучения и воспитания учителю недостаточно профессиональных знаний и умений. В XVII веке выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский отмечал, что учитель должен владеть языком и собой, использовать дисциплину без гнева, возбуждения, ненависти, с простотой и искренностью.

Педагогическая деятельность является эмоционально напряженной, потому много учителей ощущают трудности, связанные с неспособностью оперативно принимать решения, не допускать грубых ошибок в стрессовых ситуациях и сохранять при этом выдержку и спокойствие. Усталость, сверхмерные затраты энергии ослабляют трудоспособность, приводят к раздражительности, авторитаризму, конфликтам даже при гуманистических взглядах учителя.

Известный украинский педагог А.С. Макаренко один из первых обратил внимание на то, что дети требуют сложной тактики и техники, что учителю необходимо уметь руководить своим настроением, стилем и тоном общения, интонацией, улыбкой, взглядом, мимикой, движениями, походкой. Иногда жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайший миг доказывает то, на что понадобились бы монологи.

Понятие «техника» происходит от греческого technice (ловкий) и означает совокупность приемов и приспособлений. В 20-е годы XX столетия появилось понятие «педагогическая техника», которую понимали, как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно-воспитательного процесса. Толковый словарь подчеркивает, что техника – совокупность приемов, которые используются для получение наибольших результатов при наименьших затратах человеческого труда. Обобщив разные определения можно сделать вывод, что педагогическая техника – это система умений и качеств личности учителя, которая позволяет с помощью собственного психофизического аппарата оптимально влиять на субъекты педагогического процесса.

К основным компонентам педагогической техники принадлежат:

– педагогическая наблюдательность

– самостоятельность мышления

– умение психофизической саморегуляции

– умение эмпатично и настойчиво (вербально и не вербально) общаться (культура и техника речи)

– умение осуществлять гуманистическое личностно-ориентированное педагогическое влияние.

Любое действие учителя базируется на результатах наблюдения или бессознательного восприятия. Педагогическая наблюдательность – это профессионально необходимое качество личности учителя, которое проявляется в умении отмечать существенное на основе малозаметных признаков. Наблюдательность базируется на процессе восприятия. Однако наблюдение — это не просто восприятие, а сознательное целенаправленное планомерное избирательное восприятие процесса или объекта.

Педагогическая наблюдательность проявляется в трех сферах: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие людей.

Восприятие пространства зависит как от индивидуально-психических особенностей человека, так и от окружения, в котором он вырос. Каждый человек имеет большую или меньшую «зону безопасности», то есть чувствует себя спокойно, безопасно, комфортно, и каждый, кто пересекает невидимую черту, которая окружает эту зону, уже вызывает внимание и позитивные или негативные эмоции, а иногда и агрессивность.

Особенности восприятия человеком пространства необходимо учитывать, располагая мебель в классе, размещая учеников за партами, или приближаясь к кому-либо. Так, размещение учеников полукругом способствует большей активности при проведении бесед, дискуссий. А возможность посадить всех учеников в первом ряду, разместить столы буквой «П», повышает успешность в ответах, мышлении, потому что каждый не имея возможности спрятаться за «чужую спину» и находясь постоянно, в буквальном смысле слова, в поле зрения педагога, работает активнее и достигает больших результатов.

Восприятие времени так же субъективный процесс. Оно зависит от интенсивности деятельности, ожиданий человека, его психофизического состояния, цели. Наблюдая за внешними реакциями человека (направление ступней ног, «сползание» на край стула, поглядывания на часы, выражение лица, торопливость, продолжительность общения, опоздания) можно принять правильное решение про организацию или изменение интенсивности или вида деятельности и тем самым повлиять на ее результативности и эмоциональное отношение к ней. Большинство школьников устают от занятий из-за интеллектуальной и творческой ненагруженности, от непонимания смысла своей учебной деятельности.

Самый главный параметр наблюдений учителя — это восприятие людей и их поведения. Впечатления о человеке определяют:

I Статическая экспрессия (внешний вид):

1) Физиогномика (типичное выражение лица, фигура, осанка);

2) Артефакты (одежда, прическа, украшения, макияж, запахи).

II Динамическая экспрессия:

1) Кинесика (коммуникативно значимые движения):

a) Мимика (движения мышц лица, взгляд);

b) Пантомимика (жесты, позы, походка, действия);

2) Тексика (прикосновения, пожимания, похлопывание, поглаживание).

III Проксемика (организация межличностного пространства):

1) Дистанция между собеседниками;

2) Расположение собеседника относительно друг друга.

IV Звуковая экспрессия:

1) Просодика (тембр, темп, высота, громкость голоса, ударения);

2) Экстралингвистика (смех, плач, паузы, покашливания, вздыхания, поддакивание).

Роль невербальных параметров при общении значительно большая чем у вербальных. Наше подсознание в основном ориентируется на невербальные показатели. Особенно важно первое впечатление. Оно начинает складываться еще до начала общения, на основе восприятия внешнего вида, через осанку, взгляд, улыбку, выражение лица, цвет, стиль, уместность одежды и других артефактов.

Просодика и экстралингвистика много говорят о темпераменте и психическом состоянии того, кто говорит. Очень высокие и громкие звуки, быстрый темп речи утомляют, отвлекают от сути, раздражают слушателя. Благотворно влияют, успокаивают низкие тембры, неспешный темп, негромкий голос, отсутствие специфических акцентов, звуков, слов. Много информации о человеке, ее личное отношение к теме общения несут интонация, использование пауз, ударений, смеха, смена громкости, возгласы.

Самыми древними, выразительными, достоверными, искренними и наименее осознанными параметрами общения, а, следовательно, и наблюдения и понимания человека человеком являются мимика и пантомимика. По силе влияния они не уступают, а часто и преобладают над словом, но требуют меньше энергетических затрат, и часто более тактичны и эффективны.

Наиважнейшим мимическим средством общения является взгляд. Лучше запоминается информация, которая произнесена глядя в глаза.

Для развития наблюдательности учителю необходимо овладеть словом кинесики (в котором мимика, пантомимика, тексика слиты в единое целое). Стройная, выразительная осанка, прямая собранная походка учителя отображают внутреннее достоинство, уверенность в себе как в учителе. Привычка пошатываться, топтаться, держаться за спинку стула, крутить в руках предметы, прикасаться лишний раз к лицу отвлекает учеников.

И движения, и жесты учителя должны быть уместными. Так, например, шаг вперед привлекает внимание, усиливает значимость информации. Кроме общеупотребительных учителя используют описательные (часто плавные) и акцентирующие, подчеркивающие (прямые вертикальные или горизонтальные) жесты.

Знание основных пантомимических поз способствует развитию внимания учителя, кроме того они могут быть использованы как средства влияния на учеников. Чаще всего встречаются:

«Закрытая поза» – скрещенные на груди руки. Означает интровертированность человека, потребность сэкономить энергию, отсутствие желания общаться в данный момент, хотя человек может и не осознавать этого. Такая поза учителя может способствовать успокоению учеников и мешать беседе или дискуссии.

Враждебность – скрещенные руки, зажатые кулаки.

«Двойная закрытая поза» –скрещенные руки и ноги –повышенная защита, тревожность человека, отчужденность.

Незаинтересованность – подпора головы руками, взгляды по сторонам, постукивание пальцами, взгляды на часы, сползание на край стула.

Настоящее внимание – взгляд на собеседника, голова чуть наклонена, нормальное моргание век.

Повышение интереса – более широко раскрыты глаза, наклон тела вперед.

Критическая настроенность – отклонение тела назад, пошатывание головой, прищур глаз, переплетенные пальцы, взгляд исподлобья.

Симуляция внимания – глава и тело прямые, глаза не моргают.

Неуверенность, волнение – сгорбленность, частое моргание, прикосновения к лицу, волосам, одежде, часам, вращение какого-то предмета в руках.

Напряженности – потирание рук, лица, пошатывание, ерзание на стуле, покусывание губ, откидывание волос.

Самоконтроль, попытка «держать себя в руках» – одна рука сжимает другую.

Уверенность в себе – тело и голова прямые, ладоши сложены «пирамидой» кверху или демонстрация больших пальцев рук.

Открытость к общению, демонстрация искренность – ладони открыты кверху.

Агрессивность – подтягивание рукавов, руки на поясе, ноги широко расставлены.

Размышления (оценка) – рука возле щеки, указательный палец вверх, большой под подбородком.

Неправдивость – прикосновения к носу, уголкам губ, потирание век, оттягивание кармана.

Потребность в успокоении, поддержке – карандаш, палец во рту.

Эти и многие другие пантомимические позы составляют активный словарь невербального языка учителя. Необходимо учитывать, что каждый жест, как и слово, могут иметь разный смысл в зависимости от ситуации.

Важное значение в процессе невербального общения имеют так же дистанция и расположение собеседников относительно друг друга. Человеку, который находится выше собеседников, легче руководить ситуацией, приказывать, делать замечания. Приближение к собеседнику нарушает его «зону безопасности» (даже изменяет обмен веществ) и привлекает внимание, а иногда вызывает тревогу. Потому иногда достаточно подойти к ученику, использовать мимику, вместо того, чтобы делать замечание издалека или повышать громкость голоса.

Существенной составляющей частью педагогической техники является наблюдение за репрезентативной системой человека. Хотя каждый человек и получает информацию из разных сенсорных каналов, один из них преобладает. На его основе собирается и обрабатывается большая часть информации из окружающей среды. В зависимости от доминирования одного из сенсорных каналов выделяют следующие репрезентативные системы:

– визуальная (в процессе восприятия преобладает зрительная информация, образы);

– аудиальная (у человека доминируют слуховые впечатления);

– кинестетическая (человек ориентируется в основном на телесные ощущения).

Кроме того, различают основную и ведущую репрезентативную систему. Основная – это система, на которую человек опирается чаще всего; ведущая система та, которая преобладает, доминирует в конкретный момент восприятия.

Учитывание репрезентативной системы, которую использует человек, позволяет говорить с ним буквально на одном языке, что способствует взаимопониманию; хотя часто люди разговаривают каждый языком своей репрезентативной системы и потому не могут по-настоящему найти общий язык, спорят, конфликтуют. В стрессовых ситуациях по мере возрастания напряжения роль ведущей системы усиливается, потому учет основной и ведущей репрезентативной системы очень важен для общения и влияния.

Для определения ведущей репрезентативной системы необходимо наблюдать за движениями зрачков человека:

– визуальная – зрачки направлены вверх или расфокусированы (припоминание или представление, констатирование образа);

– аудиальная – зрачки направлены горизонтально или вниз налево (внешнее или внутреннее слушание);

– кинестетическая – зрачки направлены вправо вниз (фиксация внутренних телесных ощущений).

Основная репрезентативная система влияет на процессы вербального кодирования (то есть словесного определения) опыта человека, которое четко проявляется в типичных словах и выражениях, которые он использует.

Визуалисты употребляют такие слова и выражения: (не) ясно видеть суть вопроса, рассмотрим, с точки зрения, под таким углом зрения, не вижу причин, перспектива, в фокусе, яркая (личность, мысль), светлый (образ, голова), прозрачный (намек), смотреть в глаза (опасности), закрывать глаза (на проблему), (картина) туманная, темное (дело), просторный, прозорливый, очевидно, четко.

Аудиалисты выражаются так: слушаю, прислушайтесь, шумный, звонкий, громкий, тихий, мелодично, гармонично, резко, крик (души), говорят, я сказал себе, звучать, я слышал, произношение, речь, давайте обсудим, тон, интонация.

Для кинестетиков типичны такие выражения: я чувствую, уловить (суть проблемы), скованный, свободный, тяжело, легко, острый, удар, бремя (ответственности), сдвинуть с места, нечувствителен, холодный, горячо, раздувать, крутиться, не прикоснешься, тряхнуть, нежно, сгладить, ставить вопрос ребром, мягкий, деликатный, настырный, застрял, прийти в себя, ускользнуть, удержаться, удобно.

Учитывание основной и ведущей репрезентативных система, использование словаря собеседника позволяет быстро найти общий язык и прийти к взаимопониманию.

Учителю так же важно учитывать основную репрезентативную систему школьника в процессе обучения. Визуалисты лучше учатся, когда используется наглядность (цветные схемы, рисунки, фильмы, приспособления); дается возможность самостоятельно читать материал, составлять таблицы, опорные сигналы; выполнять письменные работы по четкой инструкции. На их поведение наиболее эффективно влияет личный пример учителя или яркий образ.

Аудиалисты хорошо запоминают эмоциональный рассказ, лекцию, магнитофонную запись; усваивают материал пересказывая его, принимают участие в беседах, дискуссиях. На них действуют словесные замечания.

Кинестетикам необходимы активные методы обучения, в которых они могут принимать личное участие, экспериментировать демонстрировать, играть, делать что-то полезное собственными руками. Если они не могут использовать свою энергию на ползу делу, то начинают отвлекаться от урока, нарушать дисциплину. На них хорошо влияют нежное прикосновение, похлопывание по плечам.

Таким образом, базируясь на данных наблюдениях, учитель может принимать оптимальные решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.