КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И их роль в социализации личности
Ученический коллектив, детско-юношеские объединения Воспитательный коллектив школы (класса) – это «инструмент прикосновения к личности» (А.С. Макаренко). На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что детский коллектив – это группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Развитие и формирование личности, как считают многие исследователи, может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. Организованность и взаимная ответственность в межличностных отношениях, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, организация этой деятельности с функционирующими органами самоуправления, все то, что характеризует коллектив (объединение воспитанников), способствует разностороннему развитию, свободе, защищенности и достоинству каждой личности. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства, что в конечном итоге приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. В коллективе ребенок получает различные навыки и умения, развивает критерии оценки жизненных явлений, здесь происходит его самореализация и самоутверждение. Коллектив – явление динамическое, он постоянно изменяется, проходя определенные стадии своего развития. Сплачивает коллектив: совместная деятельность (учебная, общественно-полезная, игровая, трудовая, спортивно-туристическая, художественная и др.); традиции; совместные переживания; соревнования, проводимые в соответствии с принципами сравнимости, гласности, помощи, положительной оценки; тон, стиль, эстетика коллектива; организация самоуправления. Процесс развития ученического коллектива является не стихийным, а педагогически управляемым, при этом необходимо: разумно сочетать педагогическое руководство со стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости; осуществлять координацию других воспитательных влияний (семьи, окружающей среды, коллектива учителей); контролировать и корректировать выполнение членами коллектива своих обязанностей в рамках демократического управления; учитывать интересы не только коллектива, но и воспитуемых. Немаловажной воспитательной проблемой является работа по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе, таких, как: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественной цели, подавляющая деятельность отдельных лидеров, «ошибочность» взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм), школьный буллинг (различные формы физических и моральных издевательств одних детей над другими), национальные конфликты. Одной из актуальных задач воспитания стала проблема воспитания толерантности школьников. Идеями толерантности должна быть пронизана вся жизнедеятельность детей в школе и дома, в ближайшем бытовом окружении. Существенным фактором развития детей, и особенно подростков, юношества, является общество сверстников. В детских и юношеских организациях воспитанники приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли. Объединяясь в различные группы, компании, команды и так далее, чаще с участием взрослых, дети объединяют свои силы для достижения конкретных целей. Детские объединения выполняют: 1) развивающую функцию, обеспечивающую гражданское, нравственное становление личности, развитие ее социальных умений и навыков; 2) ориентационную функцию, обеспечивающую условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей; 3) компенсаторную функцию – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях. Самыми многочисленными и популярными стали в настоящее время пионерские организации и движение скаутинга. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: социальная адаптация, воспитывающая ситуация, педагогизация среды, семейное воспитание, неблагополучная семья, семья «группы риска», ученический коллектив, толерантность. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности / сост. В.В. Кумарин. – М., 1972. 2. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Как следует понимать «воспитательное пространство»? Какие требования к нему надо предъявлять? 2. Что значит «социальная адаптация» взрослеющего человека? Каковы могут быть слагаемые адаптивной школы? 3. Семья как позитивный и негативный фактор развития и воспитания ребенка на различных возрастных этапах. 4. Может ли, в какой мере и как школа влиять на воспитание ребенка в семье и на улице? 5. Каков механизм создания и развития детского коллектива? Какую позицию занимает воспитатель на разных стадиях развития детского коллектива? 6. Определите сущность, назначение и воспитательный потенциал современных детско-юношеских движений, объединений и организаций. Приведите примеры. 7. Охарактеризуйте позитивное и негативное в разнообразных неформальных объединениях детей и молодежи. Как школа должна строить свои взаимоотношения с ними? 8. Проблема детско-юношеского одиночества: проявления, причины, возможные пути разрешения. 4. Практическое задание: подготовить конспект по теме «Ученический коллектив как воспитательная среда и как «инструмент прикосновения к личности» (А.С. Макаренко). Приведите примеры и проанализируйте их с точки зрения признаков коллектива. Литература: 10; 23; 27; 32; 33; 53; 55.
Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |