КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы воспитания
Воспитательные средства Тема 16. Средства и формы воспитательного процесса Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа, также разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы. Средства воспитания отбираются педагогом в зависимости от цели и методов воспитания. Они должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым. В настоящее время возникла проблема компьютеризации воспитательного процесса, есть попытки построения «технологий воспитания с компьютерной поддержкой».Появилась новая отрасль педагогики – медиаобразование – отрасль науки, изучающей процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. Сегодня педагоги-практики имеют дело как с позитивными, так и негативными сторонами проблемы. Существует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспитательном процессе. Есть разделы специально для родителей и специальные программы для педагогов-воспитателей. Создается постепенно видеотека и коллекция компакт-дисков. Но есть риск стать зависимым от ежедневного посещения Интернета, от различного рода игровых систем и т. п. Значит, все эти средства воспитания требуют сегодня более пристального внимания и психолого-педагогической инструментовки, чтобы стать позитивными средствами воспитания. С точки зрения педагогической формы воспитания – это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам. «Воспитательное мероприятие» рассматривается как отдельный акт воспитательной работы, организованный как групповая (коллективная) деятельность (классные часы, конференции, праздники поэзии, музыки, песни и танца, устные журналы, конкурсы, встречи с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т. д.) Формы воспитательной работы выполняют определенные функции: организационную (организация процесса в определенной логике построения); регулятивную (регулирование взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками); информативную (актуализация имеющейся информации). Формы воспитательной работы многообразны. Они отличаются: - продолжительностью: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель); - видами деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная; - способами влияния педагога: непосредственное, опосредованное; - субъектами организации: педагоги, родители, другие взрослые; - результатами: информационный обмен, выработка общего решения; - количеством участников: индивидуальные, групповые, массовые. Индивидуальные формы воспитания: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы. Здесь задача воспитателя раскрыть таланты воспитанника, распознать его возможности и обнаружить все ценное, что присуще его характеру и что мешает ему проявить себя. Групповые формы: советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. Воспитатель должен помочь каждому проявить себя, создать условия для этого. Коллективные формы: конкурсы, спектакли, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования. Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различна и зависит от целей воспитания и от возрастных особенностей воспитанников. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться своими мыслями, сомнениями, при этом проявить уважение, тактичность по отношению к его личности. В процессе коллективной творческой деятельности (КТД) (методика КТД разработана И.П. Ивановым) воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и навыки, приобретая новые. КТД строится на сотрудничестве, совместной деятельности всех членов коллектива в поиске лучших способов и методов решения проблем. Она основана на общем планировании, проведении и оценки работы. Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ. Стали распространенными такие формы воспитательной работы, как: публичная лекция для широкого круга воспитанников; «сократовская беседа» – развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы; открытый микрофон для обсуждения проблем общественной жизни; философский стол для философского осмысления жизни воспитанников; дискуссионные качели по предложенной теме – беседа двух групп в ритмичном чередовании суждений; интеллектуальный аукцион – игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности; разговор при свечах – откровенная беседа на темы интимно-личностного общения; день гения – серия содержательных актов познавательного и ценностно-ориентирующего плана, проводимых в течение дня и посвященных одной личности; круглый стол с острыми углами по поводу животрепещущих проблем современности. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: средство воспитания, форма воспитания, воспитательное мероприятие, воспитательное дело, медиаобразование, коллективная творческая деятельность. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 1999. 2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 2001. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Что такое средство воспитания? 2. Назовите наиболее эффективные средства воспитания детей и молодежи в современных условиях. 3. Проанализируйте, докажите с помощью аргументов и фактов достоинства и недостатки современного медиаобразования для развития и воспитания личности современных школьников. 4. Что такое формы воспитания? 5. Назовите традиционные и нетрадиционные формы воспитания и дайте характеристику. 6. Назовите функции работы классного руководителя с родителями учащихся. Составьте перечень организационных форм для наиболее рациональной их реализации. 7. Какие, на Ваш взгляд, слагаемые педагогической технологии классного руководителя (воспитателя) определяют результативность и успешность его воспитывающей деятельности с классом? 4. Практическое задание:1. Составьте структурную модель системы воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). 2. Составьте собственную картотеку форм воспитательной работы с классом (по Вашему выбору). 3. Разработайте конспекты подготовки и проведения двух–трех форм воспитательной работы для детей разного возраста по методике коллективной творческой деятельности. Литература: 3; 24; 26; 28; 39; 55.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |