КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современные воспитательные технологии
Методы воспитания и их классификация Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Содержательно методы воспитания проявляются через: непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации (телевидение, печать, радио); совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общениес ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; народные традиции, творчество, чтение художественной литературы. Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами: 1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример. 2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий). 3. Неформальные– межличностные – воспитание через личностно значимых людей. 4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тренинги и др. 5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности. Классификация методов Наиболее распространённой является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания: - методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); - методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации); - методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого: - методы, формирующие мировоззрение воспитанников; - методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы; - методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников. Существуют и другие классификационные подходы. К основным методам воспитания можно отнести следующие: Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут. Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения (режим жизни и деятельности, нормы и правила культуры поведения). Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование (одобрение, похвала, награда, благодарность, ответственное поручение, проявление доверия, восхищения, внимания и заботы, моральная поддержка, прощение за проступок). Наказание – способ воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения (замечание, выговор, моральное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка). Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания. В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия (обсуждение с самим собой возникающих жизненных трудностей). Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога (авансированное доверие, великодушное поощрение, опора на положительное, ситуация успеха, тонкий намек, «Я»-сообщение и др.). Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию. К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самоодобрение, самовнушение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание. Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему и начать жить по-новому. Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные действия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую применение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом). Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достижению воспитательной цели называют методикой. Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспитателя, определяют как технологию. Педагогическая технология тесно связана с теорией и методикой воспитания и с педагогической этикой. 1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса: - гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили – способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; - система разностороннего духовно-нравственного воспитания В.А. Сухомлинского; - агрошкола воспитания А.А. Католикова – по системе коммуны А.С.Макаренко (труд – основа развития личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у каждого ребенка свой личный интерес; соединение обучения с производительным трудом; школьный макаренковский коллектив; педагогика параллельного действия; детское самоуправление); - школа как воспитательная система В.А. Караковского. 2. Частнометодические воспитательные технологии – «творческая комната» И.П. Волкова – выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности; – технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова; – технология личностно ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д.Полякова; – технология педагогической поддержки и свободы О.С. Газмана; – система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной; – Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко. 3. Локальные (модульные) воспитательные технологии Это специальные воспитательные технологии: педагогического требования; информационного воздействия; создания воспитывающей среды; организации групповой деятельности. А также: модульные технологии целеполагания; анализа ситуации; вооружения учащихся способами деятельности; создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха. Возможны оригинальные технологии индивидуального и дифференцированного подхода. Разрабатываются специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: педагогическая поддержка, методы воспитания, воспитательные технологии, метод убеждения, поощрения, внушения, пример, методический прием, рефлексия. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-н/Дону, 2002. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Что понимают под методами воспитания? 2. Есть ли универсальные методы и средства воспитания? 3. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор? 4. Приведите примеры воспитательных методов и приёмов и проанализируйте их отличительные признаки. 5. Дайте определение методики и технологии воспитания. Что между ними общего, в чём различия? 6. В чем суть психолого-педагогической поддержки как основы воспитания? Обоснуйте примерами из жизни школьников. 7. Каковы наиболее эффективные методы убеждения в воспитании современных школьников? 8. Приведите примеры известных Вам воспитательных систем, построенных на новых педагогических технологиях. 9. Какие, с Вашей точки зрения, методические технологии воспитания наиболее эффективны в начальной, средней и старшей школе? 10. Проанализируйте возможный перечень психотерапевтических приемов в воспитании детей разного возраста. 4. Практическое задание: 1. Составьте своеобразный кодекс педагога-гуманиста, применяющего рациональную систему поощрения и наказания детей. 2. Проведите классификацию педагогических приемов воздействия в процессе воспитания: а) стимулирующих позитивную деятельность детей; б) тормозящих их негативное поведение. Литература: 21; 24; 28; 32; 33; 54.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |