Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные воспитательные технологии




Методы воспитания и их классификация

Метод воспитания (от греч. «metodos» – путь) – это способ реализа­ции целей воспитания.

Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

Содержательно методы воспитания проявляются через: непосредст­венное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы (коллектива), личностно значимого авторитетного для воспитанника чело­века, средств массовой информации (телевидение, печать, радио); совме­стную деятельность воспитателя с воспитанником, общениес ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; народ­ные традиции, творчество, чтение художественной литературы.

Наиболее действенные методы воспитания представлены следую­щими группами:

1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.

2. Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитатель­ных технологий).

3. Неформальные– межличностные – воспитание через личностно значимых людей.

4. Тренингово-игровые – деловые игры, социально-психологические тре­нинги и др.

5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.

Классификация методов

Наиболее распространённой является классификация методов воспи­тания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:

- методы формирования сознания, направленные на достижение един­ства сознания и поведения воспитанников (рассказ, объяснение, разъясне­ние, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников (упражнения, поручения, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого:

- методы, формирующие мировоззрение воспитанников;

- методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;

- методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.

Существуют и другие классификационные подходы. К основным ме­тодам воспитания можно отнести следующие:

Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознатель­ного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения фор­мирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут.

Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного пове­дения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выпол­нения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения (режим жизни и деятельности, нормы и правила куль­туры поведения).

Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулиро­вание (одобрение, похвала, награда, благодарность, ответственное пору­чение, проявление доверия, восхищения, внимания и заботы, моральная поддержка, прощение за проступок).

Наказание – способ воздействия, направленный на торможение нега­тивных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения (замечание, выговор, моральное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка).

Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания.

В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обра­щение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия (обсуждение с самим собой возникающих жизненных трудно­стей).

Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспита­ния, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога (авансированное доверие, великодушное поощрение, опора на положительное, ситуация успеха, тонкий намек, «Я»-сообщение и др.).

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положи­тельную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её соб­ственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффектив­ное развивающее и формирующее влияние. В процессе воспитания необходимо побудить личность к самовоспитанию.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование, самокоррекция, самоубеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самоодобрение, самовну­шение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание.

Для перевоспитания используют как традиционные методы воспита­ния, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, из­менить отношение к нему и начать жить по-новому.

Таким образом, методы воспитания представляют собой сложные дей­ствия, своеобразно организованную деятельность, предполагающую при­менение системы педагогических мер, совокупности взаимосвязанных методов, объединённых единой целью (замыслом).

Процедуру использования комплекса методов и приёмов по достиже­нию воспитательной цели называют методикой.

Систему методов, приёмов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действий воспита­теля, определяют как технологию.

Педагогическая технология тесно связана с теорией и методикой вос­питания и с педагогической этикой.

1. Общепедагогические технологии воспитательного процесса:

- гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили – способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

- система разностороннего духовно-нравственного воспитания В.А. Сухомлинского;

- агрошкола воспитания А.А. Католикова – по системе коммуны А.С.Макаренко (труд – основа развития личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у каждого ребенка свой личный интерес; соединение обучения с производительным трудом; школьный макаренковский кол­лектив; педагогика параллельного действия; детское самоуправление);

- школа как воспитательная система В.А. Караковского.

2. Частнометодические воспитательные технологии

– «творческая комната» И.П. Волкова – выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности;

– технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова;

технология личностно ориентированной коллективной творческой дея­тельности С.Д.Полякова;

– технология педагогической поддержки и свободы О.С. Газмана;

– система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной;

– Авторский курс «Самоусовершенствование личности» в технологии саморазвивающегося обучения Г.К. Селевко.

3. Локальные (модульные) воспитательные технологии

Это специальные воспитательные технологии: педагогического требо­вания; информационного воздействия; создания воспитывающей среды; организации групповой деятельности. А также: модульные технологии целеполагания; анализа ситуации; вооружения учащихся способами дея­тельности; создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха. Возможны оригинальные технологии индивидуального и дифференцированного под­хода.

Разрабатываются специальные технологии освоения и внедрения в практику педагогических технологий.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: педагогическая поддержка, методы воспитания, воспитательные технологии, метод убеждения, поощ­рения, внушения, пример, методический прием, рефлексия.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. – Ростов-н/Дону, 2002.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Что понимают под методами воспитания?

2. Есть ли универсальные методы и средства воспитания?

3. Как оценивают эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор?

4. Приведите примеры воспитательных методов и приёмов и проанализи­руйте их отличительные признаки.

5. Дайте определение методики и технологии воспитания. Что между ними общего, в чём различия?

6. В чем суть психолого-педагогической поддержки как основы воспита­ния? Обоснуйте примерами из жизни школьников.

7. Каковы наиболее эффективные методы убеждения в воспитании совре­менных школьников?

8. Приведите примеры известных Вам воспитательных систем, построен­ных на новых педагогических технологиях.

9. Какие, с Вашей точки зрения, методические технологии воспитания наиболее эффективны в начальной, средней и старшей школе?

10. Проанализируйте возможный перечень психотерапевтических приемов в воспитании детей разного возраста.

4. Практическое задание: 1. Составьте своеобразный кодекс педа­гога-гуманиста, применяющего рациональную систему поощрения и нака­зания детей. 2. Проведите классификацию педагогических приемов воздействия в процессе воспитания: а) стимулирующих позитивную дея­тельность детей; б) тормозящих их негативное поведение.

Литература: 21; 24; 28; 32; 33; 54.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.