Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как основа базовой культуры личности




Ориентация на социокультурные ценности

Из множества основных идей отбора содержания воспитания можно выделить одну, которая определяет суть всех прогрессивных концепций воспитания: содержание воспитания есть система отношений воспитан­ника к социокультурным ценностям общества.

Термин «ценность» используется для указания на человеческое, соци­альное и культурное значение определенных явлений действительности. Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, например, эстетические ценности античности, гуманистические и демократические идеалы эпохи Просве­щения сохранили свою значимость по сей день.

В современном мире существуют различные системы ценностей. На­пример, системы ценностей, характерные для французского общества: религиозные; личностные; экономические; демократические; здорового карьеризма; социальные; политические; эстетические. Американские исследователи выделяют «гражданские добродетели»: надежду и уверен­ность; мужество; самоуважение и самопочитание; дружбу; доверие; поря­дочность; воспитание гражданственности.

В.А. Караковский считает, что содержание воспитания определяют восемь основных общечеловеческих ценностей: земля – общий дом отече­ства; отечество (Родина); семья; труд; знания; культура; мир (согласие между людьми); человек (абсолютная ценность, цель, средство и резуль­тат воспитания).

В основание программы воспитания, созданной А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком, положены «отношения личности со средой»: отношения к вещам, к природе и животным, к отдельным людям, к половой любви, к семье, к социальной группе, к государству, к труду, к внешним нормам жизни, к науке и знанию, к искусству и религии и к самому себе. К обще­человеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к лич­ности ребенка, его достоинству, свободу человека, защиту прав ребенка на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в воспита­нии и образовании.

Важным элементом ценностных отношений в обществе является сис­тема ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации – отра­жение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве общих мировоззренческих ориентиров.

Основное содержание ценностных ориентаций – политические, фило­софские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, прин­ципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздей­ствия. Они обеспечивают устойчивость личности, выступают фактором, регулирующим мотивацию личности. Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.