Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационного процесса в образовании




Понятие и сущность

Тема 12. Инновационные процессы в образовании

Одним из возможных путей модернизации системы образования яв­ляются инновации, т. е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, введение новизны. Под новшеством понимают явление, несущее сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.

В работе А. И. Пригожина дается такое определение: нововведение (инновация) – это целенаправленное изменение, которое вносит в опреде­ленную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы. Таким образом, автор рас­сматривает нововведения как процесс с целенаправленной деятельностью людей – инноваторов. У данного процесса есть, по мнению автора, свои этапы, стадии. В основе инновационных образовательных процессов ле­жат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагоги­ческого опыта; проблема доведения до практики достижений психологии и педагогики.

Результатом инновационных процессов в образовании является ис­пользование новшеств как теоретических, так и практических. Главный признак инновации – положительные социальные и (или) экономические изменения, которые возникают в работе образовательных учреждений в результате специально организованной инновационной деятельности.

Как известно, любая школа проходит три этапа обновления: становле­ние (при создании новой школы и нового коллектива); функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий, учебников); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традицион­ное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь но­вых желаемых целей при работе в инновационном режиме.

Объектом управления в школе является учебно-воспитательный про­цесс. В развивающейся школе предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

В современный период развития отечественной педагогики инноваци­онные изыскания идут по следующим направлениям: формирование но­вого содержания образования; разработка и реализация новых педагоги­ческих технологий, методик, систем развития обучающихся; создания новых видов учебных заведений (гимназия, лицей, колледж и др.).

Ученые исходят из того, что нововведение есть процесс, протекаемый во времени. В этом процессе вычленяются этапы, различающиеся по ви­дам деятельности, обеспечивающим создание и исполнение новшества. К настоящему времени в научной литературе сложилась следующая схема членения инновационного процесса на этапы.

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новше­ства; условно его называют этапом открытия, которое является результа­том, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т. е. создания новшества, воплощенного в ка­кой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап практического применения полученного новшества, его дора­ботка; завершается этот этап получением устойчивого положитель­ного эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование новшества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, которая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.

В фазе использования новшества выделяются дальнейшие этапы.

1. Этап распространения новшества, заключающийся в его широ­ком внедрении, диффузии (распространении) новшества в новые сферы.

2. Этап господства новшества в конкретной области, когда собст­венно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну.

3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно сменяющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный ин­новационный процесс не обязательно должен включать все рассмотрен­ные этапы в их строгой последовательности и неразрывности.

В педагогической науке выделяются: новизна абсолютная (принципи­ально неизвестное «новшество», отсутствие аналогов и прототипов), от­носительная новизна (местная, частная, условная), псевдоновизна (ориги­нальничание, стремление сделать не столько лучше, сколько иначе), изо­бретательские мелочи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.