КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность контроля обучения как дидактического понятия
Тема 10. Диагностика и контроль в обучении Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль (проверка результатов обучения) трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка». Диагностика включает контроль, проверку, оценку, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Проверка – система действий и операций для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции, выступают интегральным показателем качества образования, основным средством диагностики проблем обучения. Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и навыков учащихся для определения их готовности к дальнейшему обучению. Обучающая и образовательная функции способствуют развитию познавательных способностей обучаемых. Воспитывающая – повышает ответственность, самостоятельность учащихся, приучает трудиться, правильно оценивать свои возможности. Анализ оценки дает возможность корректировать учебный процесс и информировать родителей о результатах обучения. Методологическая функция проверки проявляется в возможности анализа содержания и организации процесса обучения. Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Оценка должна быть: объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого; выполнять стимулирующую роль; быть обоснованной и иметь индивидуальный характер. При оценке знаний нужно учитывать: объём знаний по учебному предмету (вопросу); понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убеждённость в излагаемом; действенность знаний, умение применять их в решении практических задач. При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, их точность, прочность и гибкость в применении; возможность применять знания и умения на практике; наличие ошибок, их количество, характер и их влияние на работу. Оценивание должно представлять собой развёрнутое суждение: о положительных и отрицательных сторонах ответа; наличии или отсутствии продвижения; рекомендации по дальнейшему изучению материала; отметку как вывод. Без контроля и оценки педагог, как и сам обучаемый, не получает обратной связи, не имеет представления об уровне продвижения обучаемого. «Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки» (Б.Г. Ананьев). Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок: «5» – владеет в полной мере (отлично); «4» – владеет достаточно (хорошо); «3» – владеет недостаточно (удовлетворительно); «2» – не владеет (неудовлетворительно). В мире существуют и другие шкалы отметок за знания: девяти-, десяти-, двенадцати- и даже стобалльные системы отметок. Результаты обучения могут оцениваться не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и т.д.). Разработаны требования и инструкции, регламентирующие нормы и правила выставления отметок. Проблема оценки знаний (ее объективности, значимости) актуальна и в наше время. Значимость оценки, разнообразие ее функций требует поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности и обеспечивали их выявление. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение: 1) предварительное выявление уровня знаний обучаемых; 2) текущая проверка в процессе усвоения темы; 3) повторная проверка (тематическая); 4) периодическая проверка по целому разделу; 5) итоговая проверка.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |