Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность контроля обучения как дидактического понятия




Тема 10. Диагностика и контроль в обучении

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль (проверка результатов обуче­ния) трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка».

Диагностика включает контроль, проверку, оценку, накопление ста­тистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогно­зирование дидактического процесса. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Проверка – система дей­ствий и операций для контроля за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции, выступают интегральным показателем качества образования, основным средством диагностики проблем обучения.

Контролирующая функция состоит в выявлении знаний, умений и на­выков учащихся для определения их готовности к дальнейшему обуче­нию.

Обучающая и образовательная функции способствуют развитию по­знавательных способностей обучаемых.

Воспитывающая – повышает ответственность, самостоятельность учащихся, приучает трудиться, правильно оценивать свои возможности.

Анализ оценки дает возможность корректировать учебный процесс и информировать родителей о результатах обучения.

Методологическая функция проверки проявляется в возможности анализа содержания и организации процесса обучения.

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Оценка должна быть: объективной и справед­ливой, ясной и понятной для обучаемого; выполнять стимулирующую роль; быть обоснованной и иметь индивидуальный характер.

При оценке знаний нужно учитывать: объём знаний по учебному предмету (вопросу); понимание изученного материала, самостоятельность суждений, убеждённость в излагаемом; действенность знаний, умение применять их в решении практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются: содержание навыков и умений, их точность, прочность и гибкость в применении; возможность применять знания и умения на практике; наличие ошибок, их количество, характер и их влияние на работу.

Оценивание должно представлять собой развёрнутое суждение: о по­ложительных и отрицательных сторонах ответа; наличии или отсутствии продвижения; рекомендации по дальнейшему изучению материала; от­метку как вывод.

Без контроля и оценки педагог, как и сам обучаемый, не получает об­ратной связи, не имеет представления об уровне продвижения обучаемого.

«Отсутствие оценки есть самый худший вид оценки» (Б.Г. Ананьев).

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок:

«5» – владеет в полной мере (отлично);

«4» – владеет достаточно (хорошо);

«3» – владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» – не владеет (неудовлетворительно).

В мире существуют и другие шкалы отметок за знания: девяти-, де­сяти-, двенадцати- и даже стобалльные системы отметок.

Результаты обучения могут оцениваться не только отметкой, но и другими средствами (словесное одобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и т.д.). Разработаны требования и инструкции, регламентирующие нормы и правила выставления отметок.

Проблема оценки знаний (ее объективности, значимости) актуальна и в наше время. Значимость оценки, разнообразие ее функций требует по­иска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной дея­тельности и обеспечивали их выявление.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обу­ченности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематич­ность, наглядность (гласность).

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение: 1) предварительное выявление уровня знаний обучаемых; 2) текущая проверка в процессе усвоения темы; 3) повторная проверка (тематическая); 4) периодическая проверка по целому разделу; 5) итоговая проверка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.