КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические основы обучения
Существуют различные методологические подходы к объяснению сущности обучения. Из зарубежных концепций наиболее распространенными в странах Европы и США являются бихевиористические теории, определяющие процесс научения человека как усвоение определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения, что, несомненно, очень упрощает психику человека, отождествляет ее с психикой животных и сводит ее к формуле «стимул – реакция». Широко распространена концепция прагматизма. Прагматисты сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика с целью его лучшего приспособления к окружающей среде. Основоположник прагматизма Дж. Дьюи говорил о необходимости формирования систематических знаний, умений и навыков, отрицая научное обоснование учебных программ и планов. Экзистенциалисты и неотомисты отвергали психологические основы учебного процесса, сводя к интуиции механизм получения знаний. Вышеуказанные подходы принижают роль обучения, утверждая, что познать можно лишь отдельные факты, вне их закономерных связей. Материалистическая теория познания в основу процесса обучения включает познание, определяя учение как своеобразную форму познания. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: обучение как дидактический процесс, целостность, структурность, цикличность процесса обучения, преподавание, учение, педагогическое общение, педагогическое взаимодействие. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. 2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 23–65. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Какие основные теории объясняют сущность обучения? 2. Что, по Вашему мнению, является сущностью обучения – познание или общение? 3. Как связаны между собой процессы познания и обучения? 4. Дайте характеристику основных функций обучения. 5. Назовите основные звенья процесса обучения. Охарактеризуйте их. 6. Обоснуйте необходимость дидактического знания для сознательного конструирования процесса обучения и управления им. 7. Определите противоречия педагогического процесса, а также пути и средства их разрешения. 8. В чем отличие закона обучения от дидактической закономерности? 9. Охарактеризуйте основные принципы обучения. 4. Практическое задание: Подготовить тезисный конспект по источнику: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Литература: 3; 7; 14; 18; 21; 23; 25; 26; 27; 48. Тема 8. Содержание образования
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |