Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы педагогического процесса. Педагогический процесс имеет свои особые закономерности




Педагогический процесс имеет свои особые закономерности. Они оп­ределяются как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и сторонами педагогического про­цесса.

Среди общих закономерностей педагогического процесса И.П. Подла­сый выделяет следующие:

– динамику педагогического процесса. В педагогическом процессе вели­чина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как разви­вающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный «ступенчатый» характер. Следствие действия закона: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучше промежуточные результаты;

– развитие личности в педагогическом процессе. Педагогический про­цесс способствует развитию личности;

управление образовательным процессом. Эффективность педагогиче­ского процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспи­туемыми и педагогами, а также от величины, характера и обосно­ванности корректирующих воздействий на воспитуемых;

– стимулирование. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) образовательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов;

– единство чувственного, логического и практического в педагогическом процессе;

– единство внешней (педагогической ) и внутренней (познавательной) деятельности;

обусловленность педагогического процесса. Течение и результаты об­разовательного процесса зависят от потребностей, возможностей (матери­ально-технических, экономических и др.) личности и общества и условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиениче­ских, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса – исходные, ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций (Принципы обуче­ния и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах по­собия).

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: педагогический процесс, це­лостность педагогического процесса, закономерности, принципы педаго­гического процесса, развитие личности в педагогическом процессе.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993. 2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Изб. пед. труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагоги­ческом процессе как целостном явлении?

2. Сравните определение понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

3. Назовите основные этапы и условия построения целостного педагоги­ческого процесса.

4. Сформулируйте основные противоречия развивающегося образователь­ного процесса.

5. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

6. В чем заключается целостность педагогического процесса? Какова взаи­мосвязь между целостным педагогическим процессом и его элементами? В каких случаях педагогический процесс не может быть признан целостным (приведите несколько вариантов)?

7. Как связаны цели и принципы целостного педагогического процесса?

Литература: 21; 23; 29; 39; 42; 51.

Раздел 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.