Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и принципы обучения. Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи ме­жду составными частями, компонентами процесса обучения




Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи ме­жду составными частями, компонентами процесса обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения. К внешним относят зависимость обучения от общественных условий (социально-экономиче­ской, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном уровне и типе образования), а именно: соци­альная обусловленность целей, содержания и методов обучения (патрио­тизм, правовые и экономические аспекты); воспитывающий и развиваю­щий характер обучения; зависимость результатов обучения от особеннос­тей взаимодействия обучающегося с окружающим его миром (социальное, материальное положение). К внутренним закономерностям – связи между компонентами процесса обучения (целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения).Это предпола­гает: зависимость процесса обучения от знаний, умений, навыков, умст­венного развития ученика; зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; взаимосвязь результатов обучения и способов управления процессом с активностью самого ученика; задачная структура процесса обучения, т. е. переход от более простых к более сложным задачам.

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из ко­торых выступает в качестве нормы или правила деятельности преподава­теля и обучающихся.

Принципы обучения – это основные положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методам обучения.

В качестве дидактических используют следующие принципы:

v сознательность, активность и самостоятельность обучения;

v наглядность;

v системность, последовательность и комплексность обучения;

v принцип доступности обучения;

v соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

v обучение на высоком уровне трудности;

v прочность усвоения знаний и научный подход в обучении;

v взаимосвязь теории и практики;

v проблемность обучения;

v доступность для создания условий при преодолении трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения и ряд других принципов.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом.

Принципы организации учебного процесса – это основные положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процес­сов учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогиче­ского взаимодействия между ними.

К принципам, влияющим на процесс обучения, относят:

v принцип самоорганизации (определяет закономерности формирования учебной деятельности);

v принцип развития (предполагает постоянную изменчивость учебного процесса и его непрерывное совершенствование);

v принцип самостоятельности (ориентирует на проявление инициативы и творчества);

v принцип ответственности (требует от всех участников учебного про­цесса выполнения возложенных на них обязанностей, контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности);

v принцип коллективизма (предполагает, что преподаватель и ученик функционируют как хорошо отлаженный, эффективный механизм).

Все перечисленные принципы организации учебного процесса допол­няют друг друга и выступают гарантами достижения социально значимых целей учебной деятельности.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые прин­ципы, (в отличие от школьных), такие, например, как:

v обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;

v учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особен­ностей студентов;

v профессиональная направленность обучения и воспитания;

v органическое соединение обучения с научной, общественной и производ­ственной деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.