Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о дидактике. Тема 6. Дидактика как педагогическая теория обучения




Тема 6. Дидактика как педагогическая теория обучения

Теоретические основы организации процесса обучения, его законно­мерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педаго­гики – дидактика. В развитие дидактики как науки существенный вклад внесли такие ученые, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и др.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий. В научный оборот его впервые ввел немецкий педагог В. Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения.

Широкое распространение дидактика как наука получила благодаря трудам Я.А. Коменского (1592–1670), в том числе и в его «Великой дидактике», представляющей собой универсальное средство «обучения всех всему». Немецкий педагог И.Ф. Гербарт в начале XX в. придал дидактике статус целостной теории воспитывающего обучения.

По мере развития педагогики дидактика все более концентрировала свое внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания как самостоятельные в дидактике не рассматривались, хотя следует признать, что ни обучение, ни образование без воспитания не существуют.

Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в это понятие. Так, например, В.И. Андреев считает, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обу­чения, поэтому более полным, по мнению автора, будет следующее определение: дидактика – это наука о теориях образования и технологиях обучения.

Дидактика как наука имеет свой предмет – закономерности и прин­ципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, ме­тоды, формы и средства обучения.

Обучение, преподавание, учение, содержание образования – основные категории дидактики.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Учение – процесс (сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта, возникают новые формы поведения и деятельности.

Содержание образования (обучения) – система научных знаний, прак­тических умений и навыков, способов деятельности и мышления, кото­рыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Различают общую и частные дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, усло­виями, в которых он протекает, а также результатами, в которых он про­ходит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловли­вающие ход и результат процесса обучения, определяет методы, организа­ционные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланиро­ванных целей и решение поставленных задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса обучения, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (со­ответствующего учебного предмета).

Как наука, дидактика занимается разработкой следующих проблем:

для чего учить (цели образования, обучения);

чему учить (содержание образования);

как учить (методы обучения);

кого учить (субъекты обучения);

как организовать обучение (формы организации обучения)

с помощью чего учить (учебники, дидактический материал);

что достигается в результате обучения (критерии и показатели ре­зультатов обучения);

какие подходы и стратегии обучения наиболее эффективны (принци­пы обучения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.