КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение как дидактический процесс
Тема 7. Теоретико-методологические основы обучения Процесс обучения, отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), в то же время имеет и специфические качественные отличия. В Российской педагогической энциклопедии под процессом обучения понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, ее образование». Ю.К. Бабанский считает: «Процесс обучения – целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников». И.П. Подласый определяет данное понятие как «специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями». Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания. Исходя из вышесказанного, обучение можно характеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающих и обучаемых, в результате которого у обучающихся формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества. Движущей силой процесса обучения является противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием преподавателя потребностями в усвоении недостающих необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Это центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений. Процесс обучения включает в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание – обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала и учение – деятельность учащихся по усвоению знаний. Связующим звеном между ними служит содержание образования, которое опосредствует совместную деятельность. Базовыми компонентами содержания обучения являются знания, умения и навыки, важнейшим элементом учения являются мотивы – побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность. К учению побуждают множество мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Особое место среди мотивов занимают познавательные интересы и потребности. Сущность обучения выражается в педагогическом общении того, кто обучает, и того, кто учится. В этом проявляется двусторонность процесса обучения: преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность учеников, предстающих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Содержание же обучения как процесса составляют конкретные деятельности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет нужные средства и информацию. Деятельность педагога (преподавание) предполагает осуществление следующих компонентов: постановку целей; формирование потребностей учащихся; определение содержания материала, подлежащего усвоению; организацию учебно-познавательной деятельности учащихся; создание эмоционально-положительного характера деятельности; регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся; оценку результатов деятельности. Учебно-познавательная деятельность учащихся, в свою очередь, состоит из соответствующих компонентов: осознания целей и задач обучения; развития мотивов учебно-познавательной деятельности; осмысления нового материала, подлежащего усвоению; восприятия, осмысления, запоминания учебного материала, применения знаний на практике; проявления волевых усилий; самоконтроля; оценки результатов своей учебно-познавательной деятельности. В структуре обучения можно выделить следующие компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; операционно-деятельностный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Как целостную систему процесс обучения схематически можно представить следующим образом (рис. 1). Рис. 1. Модель структуры учебного процесса
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают: цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими выступают средства управления: содержание учебного материала, методы, средства обучения, организационные формы. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную. Основной смысл образовательной функции состоит в том, что она направлена прежде всего на формировании у обучаемых системы знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности. Знание определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Умение – это владение способами применения знаний на практике. Навык понимается как умение, доведенное до автоматизма, до высокой степени совершенства. Умения и навыки бывают общеучебные и специальные. В процессе обучения кроме усвоения знаний происходит развитие личности обучаемого (реализуется развивающая функция). «Обучение ведет за собой развитие», – утверждает известный отечественный психолог Л.С. Выготский. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др. Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируется система взглядов на мир, система убеждений, отношений к миру, качества личности. Функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер (каждый дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех звеньев).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |