![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование как общечеловеческая ценностьТема 4. Образование как многоаспектный феномен В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы человечества. Любое общество существует лишь в том случае, если его члены следуют принятым в нём ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он развивается, обретает способность выполнять социальные функции. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов. В аспекте категории «ценности» образование понимается как общечеловеческая ценность. Природу ценностей, их значение в реальном мире изучает наука аксиология. К ценностям относятся только положительно значимые явления и события, связанные с социальным прогрессом. Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, обеспечивающих социальную регуляцию. Основные ценности остаются постоянными на различных этапах развития человечества. Такие ценности, как жизнь, любовь, мир, здоровье, красота, труд и т. п., несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку временем на протяжении всей истории человечества. В разные эпохи происходило лишь их переосмысление и переоценка. Педагогические, как и другие, ценности, зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они выступают как познавательно-действующая система, которая опосредует и связывает сложившееся мировоззрение в области образования и деятельность педагога. Признание образования общечеловеческой ценностью подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Образование имеет государственную, общественную и личностную ценности. Государственная и общественная ценности образования состоят в том, что оно является нравственным, интеллектуальным, научно-техническим, духовно-культурным и экономическим потенциалом государства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Для личности образование важно как условие социализации и достойной жизни. Личностная ценность образования, его уровня и качества, для каждого индивида своя. 4.2. Образование как социокультурный феномен Образование – это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на идеальные образы (социальные эталоны), например, спартанского воина, добродетельного христианина, энергичного предпринимателя, гармонично развитую личность. В таком понимании образование выступает как важнейшая сторона жизни общества и индивидов. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, изменяется сам и преумножает потенциал мировой цивилизации. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Образование является необходимым и важным фактором развития как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества и всегда выполняет важнейшие общественные функции. Так как содержание образования черпается из наследия культуры и науки, из практики жизнедеятельности человека, то образование как социокультурный феномен выполняет следующие функции. Оно является: - способом вхождения человека в мир науки и культуры; - практикой социализации человека и преемственности поколений; - механизмом общественной и духовной жизни человека; - процессом трансляции образцов человеческой деятельности; - тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются культурные ценности общества; - образование способствует развитию и сохранению национальных традиций. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, с другой – образование закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. В современном мире проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее десятилетие мир изменяет своё отношение ко всем видам образования. Причина такого внимания заключается в том, что наивысшей ценностью современного общества представляется человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Говоря словами Э. Фромма, «развитие будет определяться не только тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет» Приоритетными на сегодняшний день становятся принципы личностно ориентированного, гуманистического образования. Таким образом, можно выделить следующие культурно-гуманистиче- ские функции образования: - развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; - формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной среде; - обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; - овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; - создание условий для самореализации творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций. Реализация культурно-гуманистических функций образования позволит переориентировать систему образования на новые ценности и приоритеты. Цель современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально-ценную деятельность В связи с этим вполне отчётливо осознаётся гуманизация и гуманитаризация образования. Гуманизация – ориентация образовательной системы на уважение прав каждого человека. Сущность гуманитаризации – формирование культуры мышления на основе глубокого понимания всего культурного наследия. С процессами демократизации и гуманизации в российском обществе сейчас происходит смена педагогических парадигм. Парадигма – синтез концептуальных теоретических положений и способов их реализации, общепризнанных для данного общества учёных – педагогов и учителей. На смену господствующей функционально ориентированной (формирующей) парадигмы образования приходит «новая» – гуманистическая (личностно ориентированная, развивающая). «Школа учёбы» превращается в «школу самореализации личности». Целью воспитания становится не формирование личности, а её развитие. Особенности такого воспитания: - личность ученика в центре образовательного процесса; - развитие личности, исходя из её потребностей в самореализации, саморазвитии и т. п.; - субъект-субъектные отношения между педагогом и учеником; Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |