КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, влияющие на формирование личности
Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И. Ожегов). «Человеческое развитие, – утверждает Б.Г. Ананьев, – обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности; среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека». В этом контексте фактор рассматривается как движущая сила процесса развития, а условие – как обстоятельство, от которого зависит это развитие. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, в которой можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Необходимые условия – внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обусловливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации). Среда и воспитание – это социальные факторы, тогда как наследственность – биологический фактор. Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами. Дискуссионным остается вопрос о приоритетном значении тех или иных факторов (среды или наследственности), оказывающих влияние на развитие человека. Представители первого направления (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобс и др.) возводят в абсолют наследственные факторы и отрицают роль среды и воспитания в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвиций и др.) Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов. К.Д. Ушинский утверждал, что человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения и самоизменения. Важными факторами, влияющими на развитие человека, являются общение и деятельность. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, спортивной, художественной, политической, творческой и др. Деятельность, выступая способом существования, обеспечивает создание всех условий жизни человека, содействует познанию и преобразованию окружающего мира, создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой). Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы. Роль воспитания оценивается по-разному – от утверждения его полной бессильности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. В формировании личности велика роль самовоспитания. Таким образом, процесс и результат человеческого развития детерминируется как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |