Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методологии педагогики




Тема 2. Методология и методика педагогического исследования

Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований.

Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методология (от греч. methodos – путь исследования или познания и logos – слово, понятие) – это: 1) система принципов и способов орга­низации и построения теоретической и практической деятельности; 2) уче­ние о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. В современном науковедении под методологией пони­мают прежде всего учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Методология науки дает ха­рактеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходи­мых для их решения, а также формирует представление о последо­вательности движения в процессе решения исследовательских задач. Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической дейст­вительности.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологи­ческий.

Содержание первого, высшего философского, уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он выступает как содержательное основание всякого методо­логического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания действительности. В настоящее время одновременно сосущест­вуют различные философские учения, выступающие в качестве методоло­гии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Сартр, А. Камю и др.); неотомизм (учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского); позитивизм и неопозитивизм (учение XIX–XX вв.); диалектический материализм (философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления) и др.

В основе общенаучного уровня лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках. Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и вза­имообусловленность явлений и процессов окружающей действительности.

Конкретно-научный уровень методологии представляет собой сово­купность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или

иной научной дисциплине, в частности в педагогике.

Четвертый уровень методологии – технологический – составляют ме­тодика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала.

В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-иссле­довательскую и практическую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.