КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей
Методы научно-педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы теоретического уровня – отбор и классификация материала, изучение, сравнение, обобщение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др. Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т. п. Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом. Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выделение отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого наблююдение может быть включенным и невключенным. Во включенном сам исследователь является членом исследуемой группы, при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются. В невключенном наблюдении позиция исследовате- ля открыта. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования). Существуют и другие виды наблююдения. Опросные методы изучения педагогических проблем – беседа, Анкетирование, интервьюирование – сравнительно просты по организации и универсальны как средство получения данных. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. При Интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможно- сти получения и обработки информации. Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test – проба, испытание) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Он относится к основным методам исследования в педагогической науке. Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный, в зависимости от условий его проведения. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья его участников. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом. Изучение документов также является методом педагогического исследования. По форме фиксации информации документы бывают: письменные (содержат буквенный текст); статистические (цифровая информация); иконографические (кино- и фотодокументы); фонетические (магниитофонные записи); технические (техническое творчество). К методам педагогического исследования относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и педагогическое новаторство, а также ряд других методов педагогического исследования: метод обобщения независимых характеристик, метод педагогического консилиума и др. В последние годы все большее распространение получает социометрический метод, который дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе. Математические и статистические методы в педагогике применяяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются методы регистрации, ранжирования, шкалирования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |