Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогического исследования. Методы научно-педагогического исследования – это способы полу­чения научной информации с целью установления закономерных связей




Методы научно-педагогического исследования – это способы полу­чения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы теоретического уровня – отбор и классификация материала, изучение, сравнение, обобщение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др.

Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т. п.

Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредст­венное получение нужной информации через органы чувств (целенаправ­ленное, систематическое изучение определенного педагогического явле­ния). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным иссле­довательским методом.

Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по времен­ной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выделение отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого наблюю­дение может быть включенным и невключенным. Во включенном сам исследователь является членом исследуемой группы, при этом он маски­руется, а цели наблюдения скрываются. В невключенном наблюдении позиция исследовате- ля открыта. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с приме­нением специального оборудования). Существуют и другие виды наблюю­дения.

Опросные методы изучения педагогических проблем – беседа, Анке­тирование, интервьюирование – сравнительно просты по организации и универсальны как средство получения данных. Беседа – диалог иссле­дователя с испытуемым по заранее разработанной программе. При Интер­вьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопро­сов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможно- сти получения и обработки информации.

Тестирование – метод педагогического исследования с использо­ванием тестов. Тест (от англ. test – проба, испытание) – стандартизирован­ные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некото­рые психофизиологические и личностные характерис­тики, а также знания, умения и навыки испытуемых. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференци­рующей силой заданий (способ­ностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).

Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и коли­чественное измерение полученных результатов. Он относится к основным методам исследования в педагогической науке.

Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный, в зависимости от условий его проведения. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья его участников. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Изучение документов также является методом педагогического исследования. По форме фиксации информации документы бывают: пись­менные (содержат буквенный текст); статистические (цифровая информа­ция); иконографические (кино- и фотодокументы); фонетические (магнии­тофонные записи); технические (техническое творчество).

К методам педагогического исследования относятся изучение и обоб­щение передового педагогического опыта: педагогическое мастерство и педагогическое новаторство, а также ряд других методов педагоги­ческого исследования: метод обобщения независимых характеристик, метод педагогического консилиума и др.

В последние годы все большее распространение получает социомет­рический метод, который дает возможность оценивать структуру малых групп и статус отдельной личности в группе.

Математические и статистические методы в педагогике применяя­ются для обработки полученных данных. Наиболее распро­страненными из математических методов, применяемых в педагогике, являются методы регистрации, ранжирования, шкалирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.