Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориальный аппарат педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики




Объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, кото­рые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целена­правленной деятельности общества.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педа­гогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных соци­альных институтах (в семье, образовательных и культурно-воспитатель­ных учреждениях).

Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспи­тательной деятельности.

Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенден­ции и перспективы развития педагогического (образовательного) про­цесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершен­ствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагоги­ческой деятельности педагогов и воспитанников.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоре­тическую, прогностическую и практическую (технологическую).

Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоре­тическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений.

Прогностическая функция педагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности.

Технологическая функция педагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обуче­ния и воспитания.

Основными задачами педагогической науки являются:

- вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, уп­равления образовательными и воспитательными системами;

- изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

- прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;

- внедрение результатов исследования к практику.

Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её кате­горий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педаго­гический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.

Воспитани е в педагогике – это специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического (образовательного) процесса.

Воспитани е – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимо­действие воспитателей и воспитуемых в процессе реализации общих це­лей.

Задачи воспитания всегда выражают историческую потребность об­щества в подготовке нового поколения, способного реализовывать опре­делённые общественные функции и социальные роли.

Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направ­ленная на саморазвитие и формирование своей личности.

Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учаще­гося, направленный на развитие личности посредством организации ус­воения обучающимся системы знаний и способов деятельности. Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учаще­гося и учение – деятельность ученика.

Диалектический процесс «обучение – воспитание» направлен на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на ос­нове его интересов, знаний, умений, навыков. Нельзя осуществить вос­питание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого воспитания.

Образование – это единый процесс физического и духовного развития и формирования личности, ее социализации, сознательно ориентирован­ный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны. Воспитание, обучение, образование можно рассмат­ривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах личности.

Формирование личности выступает как результат ее развития и озна­чает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования явля­ется педагогический (образовательный) процесс – специально организо­ванное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодейст­вием педагогов и воспитанников с определенной целью.

Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функ­ционирующих в целостном педагогическом процессе. В качестве педаго­гической системы рассматривается конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность автор­ские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского.

Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление пе­дагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогиче­ского знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессио­нальной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.