КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категориальный аппарат педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности. Педагогика исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического (образовательного) процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников. Педагогика как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую (технологическую). Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений. Прогностическая функция педагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности. Технологическая функция педагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания. Основными задачами педагогической науки являются: - вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; - изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; - прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; - внедрение результатов исследования к практику. Раскрывая предмет и задачи педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т. е. понятий, выражающих научные факты. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача. Воспитани е в педагогике – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического (образовательного) процесса. Воспитани е – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых в процессе реализации общих целей. Задачи воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли. Самовоспитание – это сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей личности. Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимся системы знаний и способов деятельности. Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося и учение – деятельность ученика. Диалектический процесс «обучение – воспитание» направлен на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, знаний, умений, навыков. Нельзя осуществить воспитание без хорошо поставленного обучения, как невозможно обучать без умелого воспитания. Образование – это единый процесс физического и духовного развития и формирования личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны. Воспитание, обучение, образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах личности. Формирование личности выступает как результат ее развития и означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств. Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический (образовательный) процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. В качестве педагогической системы рассматривается конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского. Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление педагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогического знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |