Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие педагогики. Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке




Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке

Каждая наука формируется под влиянием потребностей общества и должна выполнять определенные общественные функции. Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних и неотде­лима от развития общества. «Педагогика» – слово греческого происхож­дения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания».

Педагогика является сложной общественной наукой, объединяю­щей, интегрирующей, синтезирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах развития воспитательных обще­ственных отношений, влияющих на социальное становление подрастаю­щего поколения.

Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, рас­крытия закономерностей воспитания и обучения. Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, пого­ворок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народ­ная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с вос­питанием человека, формированием его личности.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, такими, как Августин Блаженный (354–430), Фома Аквин­ский (1225–1274), педагогические идеи которых имели религиозную окра­ску и были пронизаны церковной догматикой.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения, давшей таких педагогов-гуманистов, как В. де Фельтре (1378–1448), Ф. Рабле (1494–1553), Э. Роттердамский (1469–1536), Т. Мор (1478–1535), М. Монтень (1533–1592). Они критиковали средневековую схоластику, систематизировали знания о воспитании и обучении детей, высказывались за всеобщее, равное воспитание, за всестороннее развитие личности ребенка.

Оформление педагогики в самостоятельную науку относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592– 1670). Он создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. В своей работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский выдвинул идеи непрерывности образования, всеобщности обучения, разработал основы классно-урочной системы.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713–1784), К. Гельве­ций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789), Ж.Ж. Руссо (1712–1778), швей­царский педагог И.Г. Песталоцци (1746–1827) выдвинули положение о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

Основоположником русской педагогики является выдающийся педа­гог К.Д. Ушинский, в работах которого рассматриваются важнейшие про­блемы дидактики, воспитания, школоведения. Яркими представителями свободного воспитания в России были Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель.

Среди имен педагогов XX в. следует выделить П.Ф. Каптерева (уче­ние о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (педагогика среды), А.С.Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Ю.К. Бабанского (теория оптими­зации учебного процесса) и др. Существенный вклад внесли В.А. Сухо­млинский, И.П. Иванов, Э.Г. Костяшкин, С.А. Гуревич, И.П. Волков, Ш.А. Амонашвили и др.

Современный этап (с нач. XX в. по настоящее время) отличается ре­формированием и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий. Активно развивается методология педагоги­ческих исследований (Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязин­ский, В.В. Краевский, М.М. Скаткин).

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах образования, обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системе человекоз­нания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.