КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научно-педагогическое исследование, его структура и логика
Научно-педагогическое исследование определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии. Программа исследования, как правило, включает следующие этапы: 1 этап. Знакомство с проблемой исследования. Обоснование его актуальности, уровня разработанности проблемы. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Научная проблема выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы составляет цель исследования. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – часть, особенности объекта, которые подлежат изучению. Определяются исследовательские задачи, направленные на проверку гипотезы. 2 этап. Выбор методологии: исходной концепции, опорных теоретических положений, исследовательских подходов. При изучении современных педагогических проблем реализуются системный, комплексный, личностный, деятельностный, сущностный и другие подходы. 3 этап. Построение гипотезы исследования. 4 этап. Выбор методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента. 5 этап. Организация и проведение преобразующего эксперимента, который представляет собой научно поставленный опыт изменения педагогической действительности в точно учитываемых условиях. 6 этап. Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. 7 этап. Выработка практических рекомендаций. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: методология, методология науки, методы исследования, методы обучения, методы воспитания, методы контроля, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, педагогическое консультирование.
2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Краевский В.В. Методология педагогики. – Чебоксары, 2001. 2. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. – Волгоград, 2001. – С. 19–46. 3. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – № 4. – 1996. – С. 15–19. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. В чем сущность методологии педагогики? 2. Чем методология отличается от научной теории, а методологическое знание от теоретического? 3. Чем отличается предмет исследования от его объекта? Как они соотносятся между собой? 4. Назовите уровни методологического знания и покажите его специфику в педагогике. 5. Раскройте сущность системного подхода как общенаучную методологию педагогики. 6. Может ли педагогическое исследование приносить объективные результаты, если в педагогической деятельности огромную роль играют личностные (субъективные) качества педагога, а в деятельности ученика (воспитанника) – его готовность к восприятию, его внутренний потенциал? 7.Необходима ли гипотеза в историко-педагогических исследованиях? Разве можно предвидеть то, что уже произошло? 8.Следует ли в исследовании и в проектах преобразований выдвигать цели, гарантировать достижения которых мы не можем? 9. Подберите примеры продуктивных, на Ваш взгляд, идей и гипотез из классической и современной педагогической литературы. 10. В чем сущность педагогического наблюдения? 11. Какова логика педагогического исследования? 12. Методом парного сравнения выявить доминанту своего педагогического профессионализма. 4. Практическое задание: 1. Сформулируйте цель, задачи и определите методы исследования по теме «Перевоспитание агрессивного подростка». 2. Выдвиньте гипотезу о добром и злом воздействии власти педагога на судьбу школьника. 3. Разработайте программу мысленного эксперимента и проведите его по теме «Неравномерность уровней факторов своей значимости для других». Литература: 5; 8; 22; 24; 26; 37; 49.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |