КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление личности в процессе социализации. Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе
Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Как и любое общественное явление, она многоаспектна, и потому изучается во многих науках: социологии, культурологии, психологии, истории и др. Проблема социализации личности в настоящее время очень актуальна и в то же время сложна для познания. За рубежом ею занимались Э. Дюркгейм, Т. Парсонс,, Д.Г. Мид, А. Инкельс и др., в нашей стране – В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский, Г.М. Андреева. Существует множество различных концепций социализации. С позиций структурно-функционального подхода, сложившегося в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон), социализация рассматривается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация). Социализация с позиций гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) осмысливается как процесс самоактуализации «Я-концепции». Личность рассматривается как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат один другому. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для оптимальной передачи духовных ценностей и социального опыта от поколения к поколению. Социализация в педагогическом аспекте имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием. Как и в процессе воспитания, активно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний. Этот процесс можно назвать межличностной аккультурацией – взаимодействием двух различных культур, одна из которых более развита и авторитетна и является «донорской». Культура воспитанника реципиентна, она впитывает новую информацию о мире. И в то же время обе личности свободны и активны. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, на каждом из которых решаются определенные задачи. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь «дотрудовой» период жизни человека; трудовая, охватывающая весь период зрелости человека, и послетрудовая, связанная с прекращением трудовой деятельности. Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство – адаптация индивида; отрочество – индивидуализация (потребность быть личностью); юность – интеграция в общество. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, условия, факторы социализации, наследственность, адаптация, индивидуализация, интеграция. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. 2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. – Т. 3. – М., 1983. – С. 26–64; 71–88. 3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. – С. 12–57. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. В чем сущность развития личности? 2. Каковы движущие силы развития личности? 3. В чем проявляется наследственность организма? 4. В чем сущность основных концепций возраста? 5. Какова специфика возрастного подхода в воспитании? 6. В чем состоит сущность социализации учащихся? 7. Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности? 8. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности? 9. Дайте характеристику факторов социализации личности. 10. Какое место в процессе формирования личности занимает самовоспитание? Литература: 9; 17; 20; 22; 29; 30; 31; 32; 47; 52.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |