КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
День четвертый «Я изучаю ученический коллектив»
Человек создан, чтобы жить в обществе (Д. Дидро) Профессиональная педагогическая задача. Для учителя детский коллектив является одной из целей его деятельности, выступает как объектом заботы, так и субъектом саморазвития и самовоспитания учащихся. Для того, чтобы продуктивно использовать воспитательный потенциал коллектива, учителю необходимо иметь представление о его сущности, свойствах, условиях эффективного функционирования. В классном коллективе происходит становление социальной позиции школьника, проявление его личностных и учебных достижений. Для оказания поддержки каждому ученику, создания ситуации успеха и атмосферы сотворчества и сотрудничества актуальным для учителя является выявление особенностей ученического коллектива, его лидеров и детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Одной из групп задач профессиональной деятельности учителя является задача, связанная с изучением психолого-педагогических особенностей учащихся в ученическом коллективе («уметь видеть ребенка в образовательном процессе»). Как учитель может выявить особенности ученического коллектива, его лидеров и социальный статус детей в коллективе, для того, чтобы оказать поддержку каждому ученику, создавать ситуацию успеха и атмосферу сотворчества и сотрудничества. Какие методы педагогического исследования можно применить? – Наблюдение. – Опросные методы (анкетирование, беседа, интервью). – Изучение источников (школьной документации). Задание: 1) на основе беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива; 2) проанализируйте возможности данных методик для комплексного изучения ученического коллектива; 4) используя предложенные методики, проведите исследование ученического коллектива по определенным параметрам; 5) составьте характеристику ученического коллектива, наблюдаемого Вами класса. Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями: Общепрофессиональными (ОПК): ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры; ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; Профессиональными (ПК): ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. Методическая подсказка. Методика «Социометрия»
Цель – установить уровень взаимности межличностных отношений в ученическом коллективе. Инструкция по проведению методики. Предложите ученикам заполнить бланк социометрии, в котором школьники отвечают на предложенные вопросы. Объясните учащимся, что необходимо проводить выбор из учащихся только своего класса. На каждый вопрос указать только трех учащихся в порядке предпочтения. Помните!!! При проведении социометрического опроса и анализе его результатов Вы обязаны обеспечить анонимность опроса.
Бланк ответов для социометрии ФИО_________________________________________________________
1. Кого из учащихся своего класса ты бы взял в интеллектуальную викторину?____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Кого из своего класса ты пригласил бы на день рождения? _____ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Находясь в походе с кем из учащихся из своего класса, ты хотел бы жить в одной палатке?________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 4.С кем из учащихся своего класса, ты не хотел бы оказаться на необитаемом острове?_____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 9. Обработка результатов исследования
С помощью таблицы проводим количественную обработку полученных данных. Для этого подсчитайте количество выборов, полученных каждым учеником. Отметьте учеников, получивших наибольшее, наименьшее число выборов. Интеллектуальный лидер в классе (успешен в освоении многих предметов, хорошо эрудирован, ориентируется во всех сферах знания…) Эмоциональный лидер (веселый, умеёт организовать деятельность команды, энергичный, обладает высоким чувством юмора, «душа компании»…). Надежный (ответственный, способный брать ответственность за других, дисциплинированный, сопереживающий, умеющий поддержать в трудную минуту…). Нуждающийся в поддержке (плохо идет на контакт, не общительный, безразличный к делам класса, конфликтный…). Сделайте вывод по исследованию:________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качественный анализ проведите с помощью социоматрицы. Заполните таблицу (матрица предпочтений).
Социоматрица
Для обработки полученных данных следует использовать социоматрицу. Её заполняют следующим образом. В алфавитном порядке в соответствующие графы матрицы (по вертикали) заносят фамилии учащихся (кто выбирает). По горизонтали проставляют порядковые номера тех же школьников (для отметки тех, кого выбирают). Сведения из таблицы переносят в матрицу, причем цифрами I, II, III обозначается порядок предпочтения при выборе, знаком «-» - пренебрегаемые ученики. После переноса всех данных из таблицы подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производится по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе. На основании этих показателей можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:
где СА – статус ученика А; - сумма полученных голосов, R - число членов группы, участвующих в выборах.
Социограмма Социограмма представляет собой концентрические окружности (Приложение 2), на которых условными знаками отмечаются односторонние и взаимные выборы в соответствии с принятой шкалой статусов: в первом круге помещаются те, кто получил (в нашем случае) 6 и болеё выборов; во втором – 3-5 выборов; в третьем – 0 выборов. Например, 8→21, т.е. 8-я выбирает 2-го, он не выбирает 8-ю (односторонний выбор), а если, например, 10↔4, 10-й выбирает 4-гои 4-й – 10-го, и это отмечается как взаимный выбор. На социограмме можно увидеть, как дифференцируется класс по социометрическим выборам, как в нем выделяются лидеры, можно также отметить наличие группировок. На основе социограммы оценивается состояние взаимных выборов. Устанавливают, например, уровень взаимности межличностных отношений (УВМ). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):
где N – общеё число выборов, полученных в опросе; N1 – число взаимных выборов. Таблица 10. Пример заполнения матрицы предпочтений
По значению КУ ученики могут быть ранжированы по четырем группам: 1-я: КУ=75% - 100% 2-я: КУ=50% - 75% 3-я: КУ=25% - 50% 4-я: КУ=0% - 25% Если в классе преобладает 1-я и 2-я группы, то УВМ благополучный, а если 3-я и 4-я – то неблагополучный.
Вывод: ________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Схема характеристики класса Класс ___________________________________________________ 1. Состав класса по возрасту ____________________________________ 2. Состав класса по полу: _________ девочки, ____________ мальчики. 3. Неполные семьи ___________, многодетные семьи _______________ 4. Материально необеспеченные семьи ___________________________ 5. Учащиеся с ослабленным здоровьем: ___________________ человек. 6. Отношение класса к учебной деятельности (мотивы обучения): o количество неуспевающих учащихся ________________________; o причины школьной неуспеваемости:_________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ – меры педагогического влияния, принимаемые для повышения уровня учебной работы, их результативность:_________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Социально-психологический климат в классе. o стиль межличностных отношений в классе:___________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ o степень сплоченности, взаимопомощи в детском коллективе: ___ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ o неформальное лидерство в классе (классный актив): ___________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ o учащиеся, отверженные в детском коллективе: ________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ o причины дезадаптации:___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - круг коллективных интересов: ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - система основных общественных поручений учащихся (постоянных и периодических): ________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ - отношение к общешкольным делам и общественным поручениям: _____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Какие традиции существуют в классе. ___________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Характеристика детей «группы риска», требующих педагогической поддержки:_________________________________________________ o учащиеся с низкой дисциплиной, посещаемостью; причины: ___ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ o учащиеся с трудностями в общении (замкнутость, агрессивность, гиперподвижность, повышенная тревожность, конфликтность в отношениях со сверстниками и др.); причины дезадаптации: ____ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Меры, принимаемые классным руководителем по работе с детьми «группы риска». Их результативность.__________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Стиль отношений классного руководителя с детским коллективом._ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы: – из беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива, оценит их возможности; – используя предложенные или самостоятельно найденные методики проведете исследование ученического коллектива; – составите характеристику наблюдаемого ученического коллектива; – полученные результаты сопоставите с имеющейся информацией классного руководителя; – информируете классного руководителя о полученных результатах.
Рефлексия четвертого дня. Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Письмо самому себе». Вы должны написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность в течение сегодняшнего дня практики. Напоминаем, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |