Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие методы педагогического исследования можно применить?




– Наблюдение.

– Опросные методы (беседа).

– Изучение источников (анализ школьной документации).

Методическая подсказка: Школьный учебный кабинет представляет собой помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, которые учитель использует на уроках, факультативах и внеклассных мероприятиях. Это пространство совместного развития, познания, творчества и деятельности педагога и учащихся.

Функционирование кабинета должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, определенным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенический требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», введенными в действие с 1 сентября 2003 г.

Согласно этому документу:

1. При размещении учебных столов в кабинете соблюдаются следующие размеры проходов и иных расстояний:

- от наружной стены до первого ряда столов – не менеё 50-70 см;

- от внутренней стены до третьего ряда столов – 50 см.;

- от задней стены до последних парт – не менеё 70 см;

- от первой парты до классной доски – 2,4 – 2,7 м.;

- наибольшеё удаленность последнего места ученика от классной доски – 860 см;

- между рядами – не менеё 60 см.

2. Требование к воздушно-тепловому режиму: температура воздуха в классном помещении – 18-20 С.

3. Требования к освещению учебного кабинета:

- для максимального использования дневного света рекомендуется не расставлять на подоконниках цветы, а мытье окон проводить два раза в год (осенью и весной);

- не использовать в одном кабинете люминесцентные лампы и лампы накаливания.

4. Рекомендации по цветовому оформлению учебного кабинета:

- для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленоватого, голубого. Жёлтый и бежевый цвета вызывают радостное настроение. Зеленый цвет успокаивает, а голубой – воспринимается как легкий небесный цвет;

- для мебели (столы, шкафы) цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для дверей и окон – белый.

 

Таблица 3

 

Исследуемый кабинет _____________________________

Заведующий кабинетом ___________________________

 

Оценка информационно-образовательной среды учебного кабинета

Общие требования к учебному кабинету Выполняются (наличие, условий, объектов или средств) Примечание
1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета
1.1 Приказ о назначении зав. кабинетом и его функциональных обязанностях    
1.2 Паспорт кабинета      
1.3 Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию      
1.4 План работы учебного кабинета на учебный год и перспективу      
1.5 Режим работы кабинета      
2. Соблюдение техники безопасности и достижение оптимальной целесообразности организации пространства кабинета в соответствиями СанПиН
2.1 Требования к размещению учебных столов в кабинете      
2.2 Требования к воздушно-тепловому режиму: температура воздуха в классном помещении      
2.3 Требования к освещению учебного кабинета      
2.4 Рекомендации по цветовому оформлению учебного кабинета      
2.5 Эстетическое оформление кабинета      
3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
3.1 Учебно-методические комплексы: - учебные программы, государственный образовательный стандарт - учебники, - учебные пособия, - мультимедиа пособия, - печатные пособия (таблицы, схемы, графики и тд.)    
3.2 Дидактические раздаточные материалы: - типовые задания, - тесты, - контрольные работы      
3.3 Укомплектованность кабинета учебным оборудованием: - ТСО и экранно-звуковые пособия: - компьютер, - телевизор, - видеомагнитафон, - магнитафон, - специализированное оборудование кабинета    
3.4 Наличие постоянных и сменных стендов «Учись учиться» и др.      

Вывод о выполнении общих требований к учебному кабинету: _____________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________ ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы

– изучите требования к учебному кабинету;

– проведете оценку информационно-образовательной среды учебного кабинета по профильной дисциплине направления подготовки;

– информируете учителя-предметника о соответствии информационно-образовательной среды учебного кабинета общим требованиям к учебному кабинету;

– сделаете вывод о выполнении общих требований к учебному кабинету.

 

Рефлексия второго дня. Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Незаконченные предложения».

Закончите следующие предложения:

 

Я похвалил бы себя ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Особенно мне понравилось_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было интересно________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял, что __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было трудно___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь я могу__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Меня удивило__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

После сегодняшнего дня практики мне захотелось__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

День третий «Я учусь наблюдать и анализировать взаимодействие учителя и учащихся на уроке»

Если учитель соединяет в себе любовь к делу

и к ученикам, он совершенный учитель.

(Л.Н. Толстой)

Профессиональная педагогическая задача. В профессиональной деятельности учитель взаимодействует с достаточно большим количеством людей, но в центре этого взаимодействия, как и прежде – учащийся и класс. Формы же взаимодействия с учениками у современного учителя намного обогатились, учитель должен уметь использовать различные технологии обучения, которые предполагают сотрудничество, совместный поиск решения проблем, организацию разнообразной самостоятельной работы. Рамки урока ограничены, и какими путями можно организовать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности или такое взаимодействие возможно только вне урока?

 

 

Задание. Посетите 5 любых уроков в вашем классе (в течение недели), проведите наблюдение за характером взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определите их соответствие требованиям развивающего обучения. Заполните таблицы 4 – 8. Сделайте вывод.

 

Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Профессиональными (ПК):

ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Какие методы педагогического исследования можно применить?

– Наблюдение.

– Опросные методы (беседа, интервью).

Методическая подсказка:

Программа наблюдения на учебном занятии

 

Первый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

 

Таблица 4

Программа наблюдения на учебном занятии (по П.И. Третьякову)

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: - обучающие – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

 

При оценке фактора используются ответы: да – 3 балла, частично – 2 балла, нет – 1 балл.

Второй урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 5

Программа наблюдения на втором учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Третий урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 6

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Четвертый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

Таблица 7

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Пятый урок

 

Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________

Предмет: _____________________________________________________

Класс: ________________________________________________________

 

Таблица 8

Программа наблюдения на третьем учебном занятии

п/п Что смотрим на занятии? Оценка фактора (баллы)
да частично нет
1. Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь.      
2. Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие?      
3. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели?      
4. Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности?      
5. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)?      
6. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки?      
7. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?            
8. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям?      
9. Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий.      
10. Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие.      

Вывод по результатам наблюдения, о характере взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия:_______________________________________________

___________________________________________________

______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:

– посетите пять уроков в прикрепленном за ним классе;

– оцените характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определит их соответствие требованиям развивающего обучения;

– доведете до сведения учителя полученные результаты.

 

Рефлексия третьего дня, прием «Чемодан, корзина, мясорубка».

Предлагаем Вам использовать прием «Чемодан, корзина, мясорубка». Перед Вами три картинки: чемодан, корзина, мясорубка. Напротив них Вы можете написать своем мнение о сегодняшнем дне практики.

 

Картинка Пояснение Ваше мнение
  То, что хочется унести с собой (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем).  
      То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину.  
То, что оказалось интересным, но требующим доработки, переработки в мясорубке.  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.