КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности, принципы и модели воспитания
Современная парадигма воспитания, ее прогрессивные идеи Смена парадигмы воспитания повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. На этих прогрессивных идеях должен быть построен современный процесс воспитания: 1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть. 2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. 3. Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру, т. е. формирование его жизненной позиции в системе ценностных отношений к миру. 4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом разнообразной воспитывающей деятельности. 5. Вся система образования ориентирована на личностный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития» 6. Педагогическая поддержка как особый подход в воспитании. Она определяется как «превентивная (предупреждающая) и оперативная помощь в развитии и саморазвитии ребенка». 7. Продуктивное обучение и воспитание строить в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. Продуктивность воспитания во многом зависит от знания закономерностей и принципов воспитания. Под общими закономерностями воспитательного процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит направленность процесса и успешное достижение педагогических целей. К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие: 1. Характер воспитания определяется объективными потребностями общества. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. 3. Единство целей, содержания и методов воспитания. 4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности. 5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности. 6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. 7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них. 8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося. 9. Единство воспитания и жизни. 10. Необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности. 11. Воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя. Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательной работы. К принципам воспитания относятся: принцип гуманистической ориентации, где воспитанник является главной ценностью в системе человеческих отношений; социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации); индивидуализации воспитания; принцип опоры на положительное; социального закаливания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума); создания воспитывающей среды (наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся). Теория и практика воспитания постоянно обогащается, что способствует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания. В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют: - прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к будущей, взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем); - антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся); - социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социального заказа); - модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспитания); - технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправленным, управляемым и контролируемым); - гуманистическую модель воспитания (опора на личностные, индивидуальные особенности воспитанника). В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу. Задания и вопросы для самостоятельной работы 1. Знать точное определение понятий: воспитание, самовоспитание, перевоспитание, коррекция, самокоррекция, принцип воспитания, правило воспитания, парадигма воспитания, модель воспитания. 2. Ознакомиться со следующими текстами: 1.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М., 2000. 2.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 2000. 3. Ответить на следующие вопросы: 1. Какие особенности воспитания в современных условиях характеризуют его как явление общественно-историческое? 2. Составьте перечень прав ребенка в семье и школе. А есть ли у него обязанности? И если есть, то какие? 3. Назовите основные прогрессивные идеи гуманистической парадигмы воспитания. Каковы основные противоречия реализации этих идей в нашем современном обществе? И какие пути их преодоления возможны? 4. Считается, что педагогическая категория «отношение» составляет сущность воспитания. Докажите это положение. 5. Какие характерные особенности воспитания можно было бы назвать существенными, без которых воспитание превращается в другое педагогическое явление? 6. Докажите правомерность суждения «Ребенок – объект и субъект воспитания». 7. Каковы «современные реалии детства»? Как они влияют на развитие и воспитание детей? И как необходимо строить воспитательный процесс, чтобы результаты его были позитивны? 8. Проанализируйте известные Вам факты «сопротивления воспитанию»: его проявления и последствия, причины и сопутствующие явления. На каких идеях должен быть построен процесс воспитания, при котором «сопротивление воспитанию» успешно преодолевается? 9. В чем проявляется диалектичность процесса воспитания? Как это влияет на позицию педагога в воспитательном процессе? 10. В чем проявляется целенаправленность процесса воспитания? Как следует определить цель и задачи воспитания в современной школе? 4. Практическое задание: 1. Составить перечень закономерностей и принципов воспитания. Показать на примерах, каковы последствия их соблюдения (несоблюдения) при организации воспитания в семье и в школе. 2. Сформулируйте цель воспитания применительно: а) к воспитателю, воспитательному учреждению; б) к воспитаннику. Что общего и в чем разница? Литература: 1; 2; 9; 12; 26; 28. Тема 14. Содержание воспитательного процесса
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |