Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности, принципы и модели воспитания




Современная парадигма воспитания, ее прогрессивные идеи

Смена парадигмы воспитания повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. На этих прогрессивных идеях должен быть построен совре­менный процесс воспитания:

1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть.

2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллектив­ной творческой деятельности.

3. Суть воспитания – развитие отношений воспитанника к окружающему миру, т. е. формирование его жизненной позиции в системе ценностных отношений к миру.

4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспи­таннику активной позиции в организуемой педагогом разнообразной вос­питывающей деятельности.

5. Вся система образования ориентирована на личностный подход – «по­следовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития»

6. Педагогическая поддержка как особый подход в воспитании. Она опре­деляется как «превентивная (предупреждающая) и оперативная помощь в развитии и саморазвитии ребенка».

7. Продуктивное обучение и воспитание строить в режиме диалогового общения педагога и воспитанника.

Продуктивность воспитания во многом зависит от знания закономер­ностей и принципов воспитания. Под общими закономерностями воспита­тельного процесса понимают те существенные внутренние и внешние связи, от которых зависит направленность процесса и успешное достиже­ние педагогических целей.

К общим закономерностям воспитания можно отнести следующие:

1. Характер воспитания определяется объективными потребностями об­щества.

2. Неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогиче­ском процессе.

3. Единство целей, содержания и методов воспитания.

4. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе деятельности.

5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в процессе деятельности.

6. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и ува­жение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

7. Необходимо выявлять положительные качества учащегося и опираться на них.

8. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

9. Единство воспитания и жизни.

10. Необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и общественности.

11. Воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспита­теля.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитатель­ного процесса, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательной работы.

К принципам воспитания относятся: принцип гуманистической ори­ентации, где воспитанник является главной ценностью в системе челове­ческих отношений; социальной адекватности воспитания (соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации); индивидуализа­ции воспитания; принцип опоры на положительное; социального закали­вания учащихся (выработка волевых способов преодоления негативного воздействия социума); создания воспитывающей среды (наличие отно­шений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педаго­гов и учащихся).

Теория и практика воспитания постоянно обогащается, что способст­вует становлению новых научных школ и направлений, возможности разнообразия моделей и видов воспитания.

В зависимости от философских концепций, определяющих принципы и особенности воспитания, выделяют:

- прагматическую модель воспитания (воспитание не как подготовку к буду­щей, взрослой жизни, а как жизнь воспитуемых в настоящем);

- антропоцентрическую модель (опирается на понимание сущности чело­века как открытой системы, постоянно изменяющейся и обнов­ляющейся);

- социетарную модель воспитания (ориентирована на выполнение социаль­ного заказа);

- модель свободного воспитания (вариант демократического стиля воспита­ния);

- технократическую модель (процесс воспитания должен быть целенаправ­ленным, управляемым и контролируемым);

- гуманистическую модель воспитания (опора на личностные, индивиду­альные особенности воспитанника).

В мировом сообществе наметилась тенденция к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Такое воспитание ори­ентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Знать точное определение понятий: воспитание, самовоспитание,

перевоспитание, коррекция, самокоррекция, принцип воспитания, правило воспитания, парадигма воспитания, модель воспитания.

2. Ознакомиться со следующими текстами:

1.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! – М., 2000.

2.Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – М., 2000.

3. Ответить на следующие вопросы:

1. Какие особенности воспитания в современных условиях характеризуют его как явление общественно-историческое?

2. Составьте перечень прав ребенка в семье и школе. А есть ли у него обязанности? И если есть, то какие?

3. Назовите основные прогрессивные идеи гуманистической парадигмы воспитания. Каковы основные противоречия реализации этих идей в нашем современном обществе? И какие пути их преодоления возможны?

4. Считается, что педагогическая категория «отношение» составляет сущ­ность воспитания. Докажите это положение.

5. Какие характерные особенности воспитания можно было бы назвать существенными, без которых воспитание превращается в другое педаго­гическое явление?

6. Докажите правомерность суждения «Ребенок – объект и субъект вос­питания».

7. Каковы «современные реалии детства»? Как они влияют на развитие и воспитание детей? И как необходимо строить воспитательный процесс, чтобы результаты его были позитивны?

8. Проанализируйте известные Вам факты «сопротивления воспитанию»: его проявления и последствия, причины и сопутствующие явления. На каких идеях должен быть построен процесс воспитания, при котором «сопротивление воспитанию» успешно преодолевается?

9. В чем проявляется диалектичность процесса воспитания? Как это влияет на позицию педагога в воспитательном процессе?

10. В чем проявляется целенаправленность процесса воспитания? Как следует определить цель и задачи воспитания в современной школе?

4. Практическое задание: 1. Составить перечень закономерностей и принципов воспитания. Показать на примерах, каковы последствия их соблюдения (несоблюдения) при организации воспитания в семье и в школе. 2. Сформулируйте цель воспитания применительно: а) к воспи­тателю, воспитательному учреждению; б) к воспитаннику. Что общего и в чем разница?

Литература: 1; 2; 9; 12; 26; 28.

Тема 14. Содержание воспитательного процесса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.