Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурная среда и пространство воспитания




Тема 17. Воспитывающая среда и ее развитие

Одной из важнейших забот педагога в организуемом процессе воспи­тания является помощь школьникам в социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Под социальной адаптацией современная педагогика понимает способность школьника к социальному, нравственному, быто­вому (физическому и коммуникативному) выживанию, статусному само­утверждению, сотрудничеству в существующих и в новых, ожидаемых и непредвиденных, обстоятельствах, готовность выбрать различные спо­собы жизнедеятельности, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Сам по себе фактор среды достаточно непредсказуем. Могут про­явиться неожиданные случайности и влияния как со стороны ближайшего окружения (микрофакторов) – (семьи, школы, двора), так и со стороны более отдаленной от воспитанников. Именно поэтому помощь детям в социальной адаптации является одним из важнейших гуманистических предназначений воспитания, а насущной задачей школы, каждого воспи­тателя становится создание для растущего человека воспитывающей среды. То есть среды, позитивно влияющей на процесс развития личности.

В последнее время в теории воспитания в связи с идеями его гумани­зации, признания самоценности детства появилось понятие «воспитатель­ное пространство». И.Д. Демакова считает, что «это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач». Для формирования и освоения та­кого пространства существенную роль играют «воспитывающие ситуа­ции». По мнению В.А. Караковского, «это такая совокупность обсто­ятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс рождения, развития и корректировки этих отношений». К воспи­тывающим ситуациям можно отнести: ситуацию авансирования доверия (А.С. Макаренко); свободного выбора (О.С. Богданова, Л.И. Катаева); не­принужденной принудительности (Т.Е. Конникова); эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин); соотнесения (Х.И. Лийметс); успеха (В.А. Караковский, О.С. Газман); творчества (В.А. Караковский); ситуацию конфликта и др. Ситуации должны создавать возможности для проявления «самости» ребенка, его саморазвития, восприниматься школь­ником как значимые, давать ему свободу выбора и действий.

В процессе создания воспитывающей среды (педагогизации среды) необходимо: придание педагогической интерпретации природным и соци­альным факторам с помощью различных педагогических приемов (целе­направленность внимания детей на различные природные явления, разъяснение непонятных фактов, организация наблюдения за явлениями и т. д.); конструирование педагогом специальных воспитывающих ситуа­ций; создание в «педагогическом пространстве» ребенка социокультурной среды развития; педагогическое влияние на семью; создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации лично­сти; содействие детскому движению в школе и вне ее, помощь в создании и функционировании детско-юношеских организаций и объединений; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей и взрослых; взаимодействие с неформальными объединениями молодежи, формирование адекватного отношения к ним; создание воспитывающей предметной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.