КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 7. Понятие о методах и приёмах воспитания, их краткая характеристика
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемых, направленные на решение воспитательной задачи. Способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений. Это инструменты взаимодействия. Методы воспитания проявляются через: · непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, требования, поощрения, просьбы, авторитета, приказа, личного примера); · создание специальных условий, ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию; · через общественное мнение референтной (значимой) группы, СМИ (коллектива, авторитетного человека); · через совместную деятельность воспитателя и воспитуемого (учение, общение, игра и т.п.); · в процессах самообразования, обучения, семейного, дружеского, профессионального общения; · погружение в мир народных традиций, культуры. На практике метод реализуется через конкретные приёмы. Приём – деталь метода. С целью соотнесения методов используются классификации. Классификация методов Щурковой (в основе деятельный подход): 1. методы формирования сознания; 2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения; 3. методы стимулирования поведения и деятельности. 1) Их назначение – выработка нравственного, осознанного отношения к миру. Решаются 2 задачи: 1. передача информации; 2. формирование нравственной позиции. К 1-ым относятся: рассказ, лекция, диспут, дискуссия, беседа, личный пример. Их задача убедить воспитанников в жизненной необходимости обучения. Методы достигают цели, когда у ребёнка формируется своя нравственная позиция. Он основан на принципе опережающего действия на сознание ребёнка. При использовании методов убеждения на первое место выходит словесное воздействие. Характеристика методов убеждения: Рассказ – сообщение о поступке, поучительной истории с целью пополнить знания воспитанников о нормах, правилах поведения. Рассказ должен быть кратким, эмоциональным, в соответствии с содержанием рассказа должна быть организована последующая деятельность. Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме фактов, событий, поступков. Они могут быть индивидуальными, групповыми, фронтальными. Беседы могут быть общеобразовательными и этическими. Задача – расширить кругозор детей. Этические беседы – нравственное обучение. Диспут – активное выражение воспитанниками своих мнений, доказательство и отстаивание их при коллективном обсуждении какой-либо проблемы. Диспут не должен быть случайным, должен быть тщательно подготовлен (по теме диспута составляются вопросы, которые рекомендуются детям). Лекция – форма и метод воспитания, глубокое доказательное раскрытие воспитателем нравственной, эстетической и др. темы. В лекции должна быть раскрыта история проблемы, противоречия, пути их решения, подходы к проблеме и т.п. Пример – образец, на основе которого формируется определённое отношение к объектам, явлениям действительности. Рекомендуется опираться на положительный пример. 2) К 2-ым относятся: приучение, упражнение, поручение, переключение, игра, требование, методы создания воспитывающих ситуаций (это самая важная группа методов). Приучение – использует традиции воспитания: побуждение воспитанников к систематическому выполнению определённых действий с целью приобретения навыков. Упражнение – многократное повторение действий и поступков на основе осознанной нравственной нормы (Приемы: включение в деятельность, специальный тренинг, показ-инструкция, традиционное оформление неких правил поведения). Необходима систематичность упражнения, анализ и самоанализ результатов, поощрение, одобрение. Поручение – практические задания, создающие и расширяющие опыт детей в различных видах деятельности. Могут быть постоянными и временными, индивидуальными, групповыми и массовыми. Они эффективны, если соответствуют интересам и возможностям детей, контролируются педагогом. Должна быть понятна личностная и социальная значимость поручения, результаты должны обсуждаться. Создание воспитательных ситуаций – формирование обстановки, системы отношений, которые побуждали бы ребёнка совершить конкретный поступок. Переключение – ненавязчивое, незаметное для ребёнка переключение от одного вида деятельности на другой. Требование – эмоционально-волевое воздействие на воспитанника для выполнения ребёнком соответствующего поступка. Может быть прямым (приказ, указание, деловое распоряжение) и косвенным (совет, намёк, пожелание, просьба, приглашение к действию). Одна из форм коллективного требования – общественное мнение. При этом нужно уважать личность ребёнка. Требование должно быть ясным, чётким, должно исходить от авторитетного лица. Требование должно сопровождаться пояснением способов выполнения. 3) методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание (педагогич-ая оценка), соревнование, метод перспективы, традиции коллектива, метод взрыва. Педаг-ая оценка – поощрение - стимулирование деятельности воспитанника с помощью положительной оценки его поведения (одобрение, похвала, благодарность, награда и т.п.). Поощрять следует за действительные успехи ребёнка, оно должно находить поддержку коллектива, не следует поощрять часто за одни и те же дела, следует применять своевременно. Наказание – мера воздействия на воспитанника, выражающая осуждение педагогом действий ребёнка (замечание, выговор, лишение почётных обязанностей и т.п.). Наказание должно быть понятным воспитаннику, не унижать, не причинять физические страдания, должно быть соразмерно поступку, должно сопровождаться анализом причин содеянного. Наказание корректирует поведение ребёнка, воспитывает чувство ответственности. Выделяют открытую и скрытую формы пед. оценки: «Я-сообщение» - педагог оглашает вслух свои чувства, переживания о поступке; «ты-сообщение» - оглашение состояния ребёнка в момент содеянного, предполагает состояние ребенка («ты сожалеешь о…»). При оценке возможны: ü возложение оценочных полномочий на самого ребёнка; ü оттянутая во времени оценка; ü позитивная инструментировка негативного поведения; ü метод естественных последствий (логическое разворачивание смысла содеянного (сторонник – Руссо)).Позитивная инструментировка негативного поведения(ребенок медленно пишет-но аккуратно). Метод взрыва – суть – добиться стремительной перестройки личности; способ сильных, ярких, неожиданных воздействий педагога. Метод соревнований – возбуждение у воспитанника стремления и его реализации достигнуть в деятельности более высоких по сравнению с остальными результатов. Нужно привлекать детей к разработке правил соревнования. (Можно также сказать о средствах воспит-я – · в узком смысле - это элементы материальной и духовной культура, используемые для решения воспитательных задач. · В широком – виды деятельности, способствующие формированию личности. Функции: 1) иллюстрация явления жизни; 2) инициирование активности детей; 3) обеспечение мат-технической оснащенности; 4) инструменты деят-ти детей. Средства используются во взаимодействии с методами. Средства: 1) различные виды деятельности: - игровая; - учебная; - трудовая; - общение; 2) культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства); 3) технические, материальные средства (детская игровая площадка); 4) средства массовой информации; 5) коллектив и социальные группы). Формы В. – это внешнее выражение взаимодействия детей с педагогом: 1) мероприятие; 2) дела; 3) игры. Индивидуальные, коллективные, массовые формы. Функции – организаторская, регулирующая, информативная.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |