КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность обучения и его структура
Принципы обучения. Принципы обучения выступают как основной ориентир в преподавательской деятельности. Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посредством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др. P.S. Принципы образования ( В.В. Краевский, по Пидкасисьтому = ): 1. принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества; 2. принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана; 3. принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
ОБУЧЕНИЕ – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения — преподавание и учение. В их единстве заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. Обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни, поскольку средствами обучения можно передать-получить большой объем информации. Обучение — это организованный педагогом процесс познания, развития, общения, творчества. Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев: успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают: степень адаптации выпускника к соц. жизни и проф.деятельности; темпы роста процесса самообразования; уровень образованности или проф. мастерства; готовность повысить образование. Выделяют внешние закономерности обучения: зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровень культуры, др. Внутренние: связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами, др.) Для любого вида обучения: система принципов (к примеру, системность, доступность, др.), цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата, структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Методы обучения— это методы преподавания-учения. Существуют различные типологии. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа — это практические методы обучения (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов). Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. Образовательные технологии — это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии определенными принципами организации и взаимосвязи целей — содержания методов. В структуру обучения входят следующие категории: 1) Преподавание, цель которого - организация эффективного учениякаждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. 2) Учение, цель которого - познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося. Эффективность учения предполагает взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности. 3) Учебная деятельность - овладение и оперирование системами знаний, овладение умениями и навыками), развитие и становление мотивации к учении, овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и т.д.). 4) Форма обучения — это специальная конструкция самого процесса, которая означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. 5) Методы обучения — это методы преподавания-учения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Методы передачи и усвоения знаний (словесные): беседа, рассказ, дискуссия, лекция, работа с текстом. Практические методы обучения: упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты. Контроль и оценка результатов обучения: самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов. 6) Средства обучения – могут быть идеальные (вербальные, напр.), материальные, технические.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |