КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представители средневековой философии. Краткая характеристика их учений
Философия С. Булгакова. Мир, согласно учению Булгакова, представляет собой такое творение, основой к-ого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. Божественной является не только потусторонняя, но и земная жизнь. Отличительная черта концепции Б. – всестороннее развитие той составляющей философии всеединства, к-ая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия. Основная черта его учений – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.
Средневековая философия охватывает период ~ с 5 по 15вв. В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Раннее средневековье характеризовалось становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и гос.власти философия была объявлена служанкой богословия, к-ая д/была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схоластики” (опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период времени в философии большое внимание уделяется Богу. Церковь, религия – естественные проявления социальной жизни, но их абсолютное господство способствует успешному развитию философии, культуры в целом. Философы оказались в состоянии заниматься своим делом, только совмещая его с деят-тью в качестве священников, аббатов, епископов и т.п. Философия могла развиваться только в стенах церковных и монашеских школ. Она лишилась статуса самостоятельной области знания, обретя форму религиозной философии и оказалась в положении «служанки богословия». Понижение социального статуса философии, ее полная зависимость от религии отразились и на ее содержании, ее онтологии, антропологии, гносеологии. Онтология сводилась к обоснованию мысли о том, что основой, первопричиной всего существующего является Бог. Причем Бог как всемогущее существо – не только создатель мира и человека, он еще и постоянный руководитель всей жизни. Т.о., с точки зрения своего учения о бытии средневековая философия была философией теоцентризма. Антропология – учение о человеке, согласно к-ому человек не только создан Богом, но и подобен ему. Для преодоления своей греховности, для спасения от козней дьявола человеку нужна постоянная, от рождения и до смерти, поддержка религии, церкви. (Природа человека двойственна: в нем есть не только душа, но и тело; не только нечто божественное, духовное, но и нечто телесное, греховное, внушенное дьяволом.) Т.к. рационально обосновать свою онтологию и антропологию средневековой философии было довольно трудно, ею была создана своеобразная теория познания, гносеология. Ее суть сводилась к тому, что истиной м/быть признано не только то, что обосновано разумом, но и то, что соответствует нашему внутреннему переживанию, желанию верить, не рассуждая. Т.о., гносеология средневек.философии – иррациональна, ее онтология – теоцентрична, а ее антропология – дуалистична, т.е. исходит из признания двойственности природы человека. Элементы рационализма, логические ср-ва поиска истины сохранили здесь нек-ую, хотя и вспомогательную роль. Рационалистическая философия выступала в роли лишь «переводчицы» библейский образов, символов на языках логики, отвлеченных понятий. Еще в 5 в. (христианство уже считалось гос-ой религией в Греции и Риме) было сильно влияние философии неоплатонизма, враждебного христианству. При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений философских идеалистов древности. Так возникла лит-ры апологетов (защитников) христианства, а за ней возникла патристика - сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Наиболее влиятельным из отцов церкви - это Августин (354–430). Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собой непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, к-ый соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Схоластика. Гл. направление в развитии философии средневековья. Она преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1. ранняя схоластика (9-12в); 2. период зрелости (13в); 3. упадок (14-15в). Центральный вопрос - об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейский текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. библейские тексты отличались иносказательным хар-ром, то для их толкования требовалась изощренная логика. Главные представители схоластики. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий. А. Больштедский – 13в. Проводил исследования в науках о природе, защищал философию против богословия. В вопросах о универсалиях - умеренный реалист. Отношение между верой и разумом – нек-ые догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Ф. Аквинский (1225-1274). Осн. цель – отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал хр. понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека – есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом.
А. Блаженный. (354–-430). Его учение о бытии близко к неоплатонизму. По А., все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная. Размышления А. о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По А. время – есть какое-то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Учение А. о божественной благодати в ее отношении к воле человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
Философская мысль Руси. (10–17вв.) К мировому философскому наследию Русь приобщалась ч/з установки и концепции средневековой Византии, хранительницы античного наследия, самой развитой страны раннего Средневековья. Основным источником их представлений о мире была Библия, впервые переведенная на родной язык славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Первое из определений философии: под философией понимается «знание вещей божественных и человеческих,. Насколько человек м/приблизиться к Богу, к-ый учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его». Характерные черты: - рассредоточение ее во всем контексте культуры, включая лит-ру, архитектуру и живопись; - тяготение к живому яркому слову, пламенная публицистичность; - отказ от нагромождения тяжеловесных словесных конструкций; - особый интерес к нравственности, исторической проблематике. 11в. – митрополит Илларион; 12в. – летописец Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах; 13в. – Даниил Заточник; 14в. – Сергий Радонежский. Первые традиции отечественного философствования заключался в особом интересе к нравственной, антропологической проблематике; в тесной связи с лит-рой и искусством; тяготении к просветительской, доступной манере изложения; в большой любви к сократовско-платоновской линии в философии. Ф. Аквинский (1225–74). Создал свою философию – томизм, гл.положения к-ой составляют основу современной католической христианской философии – неотомизма. Разработал проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Главное внимание уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью разработал пять доказательств: понятие движения; понятие причин; понятие случайного и необходимого; представление о совершенстве мира; понятие целесообразности.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |