Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходные пункты философии Гегеля




Материализм Фейербаха.

Классический тип философии продолжил в сер.19в. Людвиг Фейербах (1804–1872). Подверг критике идеи Канта и Гегеля и продолжил традиции материализма.

Как и во всей нем.философии, в творчестве Ф. отчетливо звучит мотив свободы как главной человеч-ой ценности. Свое «освобождение» человека Ф. начинает с решительной критики философской системы своего великого учителя – Гегеля. Первым делом он хочет выпустить на свободу заточенного в темнице гегелевских категорий «абсолютного духа», к-ый оказывается ни чем иным, как обыкновенным сознанием, оторванным от реального человека и обожествленным.

По Ф., философия не в состоянии достичь истины, пока остается в царстве чистой мысли. Лишь обратясь к реальному миру, природе, философия может рассчитывать на приобретение настоящих знаний. Все философские тайны скрыты во вполне естественных, материальных вещах. Поэтому надо не замыкаться в узких рамках мышления, выжимая из его категорий и суждений реальный мир, а наоборот, - изучать живую жизнь, природу как первоисточник нашего мышления.

Материальный мир существует совершенно независимо от мышления, сознания человека. Сознание же, как и сам чел, есть порождение природы, материи. Главная ошибка идеализма, по Ф., - отождествление бытия и мышления. М/д мышлением и бытием существует не тождество, а единство. Причем бытие предшествует мышлению, к-ое является всего лишь свойством бытия.

Т.о., перед нами самой чистой воды материализм, позволявший Фейербаху делать весьма радикальные выводы относительно роли и значения своих предшественников.

Философию Ф. обычно классифицируют как «антропологический материализм» (греч. «антропос» - человек, «логос» - слово, понятие, учение). Это связано с претензией мыслителя на создание истинно новой философии, в фокусе к-ой д/находится человек

Ф. не сумел воспринять главных находок своих критикуемых учителей – диалектики и историзма. Оттого и грешит его концепция антиисторизмом (сущность человека, у Ф., постоянна во все времена), натурализмом в трактовке общественных отношений (главными из них признаются психологич-ие и физиологич-ие), созерцательностью в гносеологии и т.д.

Вершиной нем.идеализма пер.пол.19в. считается творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831).

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный историч-ий процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема безличного идеального начала носит у Г. название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Процесс развертывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает три ступени:

- ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий;

- ступень природы, понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность; на этой ступени появляется чел (как часть и завершение природы), преодолевающий в конечном свете материальность природы своей духовной деят-тью;

- ступень духа – история собственно человеч-ой духовной жизни, в к-ой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею.

Последняя как бы возвращается в философии к себе самой, познает само себя. В этом, по Г., и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании. Т.о., действит-ть предстает в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала.

Ключевой работой Гегеля является «Феноменология духа» (одна из ранних его работ, 1807), сод-ие к-ой составляет своеобразно понятая история познания. Сознание человека, по Г., есть проявление или воплощение мирового духа. Общий замысел «Феноменологии духа» - представить историю поиска истины в качестве решающего док-ва обнаруженной наконец истины. В этом заключается одна из оригинальнейших и глубоких идей Гегеля в области теории познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.