Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории, относящиеся к философской системе Канта




Нем.философия в т.пол.18–пер.пол.19вв. вошла в историю мировой философии под названием классической и начинается с Иммануила Канта (1722-1804).

Априорными формами рассудка выступают наиболее общие понятия – категории (единства, множества, цельности, реальности и др.), к-ые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких-бы то ни было предметов, их свойств и отношений.

Т.о., человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

Кант хорошо понимал, что научные воззрения на мир не являются каким-то прямым отражением мира. Научное восприятия природы представляет собой опр-ый способ ее рассмотрения на основе теоретич-ого разума. Наука, или теоретич-ий разум, сама опр-ет поле своего исследования и сама себя ограничивает.

Учение К. о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. Кант показал несостоятельность попыток «научно» обосновать идею Бога, идею бессмертия души и на этом основании построить разного рода всеобщие регулятивы, к-ые могли бы направлять человека в коренных жизненных ситуациях, руководить личными решениями людей, поскольку они не отвечают требованиям теоретической доказательности и приводят к антиномиям – высшим проявлениям неопределенности, допускающим альтернативные решения.

Критическая философия требовала осознания ограниченности человеч-ого знания, к-ое ограничено научно достоверным знанием, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а «моральный з-н внутри нас», служит у Канта основанием нравственности.

Философское творчество К. делится на 2 периода: докритический – со времени опубликования 1-ой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» до нач. 80-х гг. 18в. - пытался решать философские проблемы мироздания - о бытии, фил.природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия м/быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Критический – с опубликования в 1781 «Критики чистого разума» и до его смерти – произошла радикальная переориентация его интересов к проблемам человека, нравственности, познания.

В наиболее значимой работе докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. Также он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел.

Критический период – пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, к-ый эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался: 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич-ого знания о “вещах в себе”. Достоверное знание - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей к к-ым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

 

Кант утверждал, что пространство и время есть чистые формы чувственного созерцания, существующие априорно (т.е. врожденно).

Понятие пр-ва и времени отражает субстанционально (первоосновой) факт существования материи.

Пр-во – факт протяженности объектов, их отдаленность и расположение относительно друг друга.

Время – отражает длит-ть, последовательность, смену явлений. Именно с атрибутом времени связано понятие развития.

Пр-во является по своей сути трехмерным, а время имеет только один параметр (от прошлого к будущему) и фиксирует актуальный миг, с к-ыми связаны философские дискуссии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.