КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение о познании Демокрита
Атомистическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания – ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соответствуют по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущениях возникает образ предмета, соответствующий самому предмету. Т.о. уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, к-ые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие св-ва вещей постигаются умом, и это познание также м/быть достоверным. Идеалом Д. является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем... Умение доходить до такого состояния дает обучение, к-ое Д. не отделяет от воспитания и без к-ого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.
4в. до н.э. – переломный – век конца эллинства и начала эллинизма. à Классический период древнегреч. философской мысли – переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.
111. Софистика как рассуждение, построенное на сознательной подмене понятий, ложных доводах и имеющее целью не поиск истины, а «победу в дискуссии любой ценой». Новые мыслители обычно учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть «софистами», т.е. мудрецами, учителями мудрости. Они первыми взяли на себя миссию распространения обр-ия в обществе, став профессиональными преподавателями мудрости. Софисты обучали не конкретным знаниям в какой-либо области, а знаниям, необходимым человеку для общественной деят-ти. Они появились в условиях развитой демократии, когда возникла настоятельная потребность в искусстве аргументировать свою точку зрения, умении убеждать и побеждать. При этом софистов интересовало не просто сознание, а в 1-ую очередь способы воздействия на него: как навязать свою точку зрения оппоненту, как доказать все, что угодно, и т.д. Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерным для всех представителей софистов является тезис о относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. Протагор: “Человек есть мера всех вещей”. Старшие софисты. Протагор. Был материалистом, учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. В учениях младших софистов (6в. до н.э.) особенно выделяются этические и социальные идеи. Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами – все люди рождаются свободными.)
Афинская школа: 12. «Майевтика» как метод познания Сократа. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания – познание самого себя (самопознание). Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, к-ая подчиняет все частные цели и к-ая есть безусловное высшее благо. Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с высказанной им точки зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога м/д собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |