Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция автономной морали Канта




Кант вводит различие м/д теоретическим и практическим разумом. Это различие заключается в том, что, если чистый, или теоретический, разум «опр-ет» предмет мысли, то практический разум призван «осуществлять», т.е. производить нравственный предмет и его понятие (у Канта термин «практический» означает просто поступок, а не какую-то производящую деят-ть). Сфера деят-ти практического разума – сфера морали.

Философскими средствами обосновывает абсолютный хар-ер морали, потому что история человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто не совместимых друг с другом.

Моральное действие не относится к миру явлений. Кант выявил вневременный, т.е. независимый от знания, от развития общества, хар-ер морали. Мораль, по К., - сама бытийственная основа человеч-ого существования, то, что делает человека человеком. В сфере нравственности действует вещь в себе, или свободная причинность. Нравственность, по К., ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается, а наоборот, является единственным оправданием разумного устройства мира. Мир устроен разумно, т.к. существует нравственная очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает, напр., совесть. Она действует в человеке, побуждая к опр-ым поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести

В отличие от теоретического разума, к-ый имеет дело с тем, что есть, практический разум имеет дело с тем, что должно быть. Мораль, по К., носит хар-ер императивности, к-ое означает всеобщность и обязательность требований морали.

Совершая какой-то поступок, чел ответственен не только за себя, но и за человечество. К. полагал, что в самих конкретных нравственных поступках человек должен мыслью приподниматься над обыденностью, понимать, что каждый его поступок, в к-ый вовлечены опр-ые люди, вещи и обстоят-ва, так или иначе отзовется на всем человечестве.

Он утверждал, что подлинно нравственным является такое действие, в к-ом чел и человечество выступают как высшие цели. А высшее предназначение человека, его цель – исполниться в качестве человека, реализовать человеческое в себе.

К. различал социально одобряемые нормы поведения и нормы нравственности. Социально одобряемые нормы поведения носят историч-ий хар-ер, но далеко не всегда являются реализацией требований нравственности.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т.к. человек есть явление среди др. явлений природы и в этом отношении подчиняется необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо чел принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный закон К. понимает как безусловное предписание или “категорический императив”. З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правила его личного поведения могло стать правильным для всех. Поступок м.б. моральным только если он совершает его из уважения к нравственному з-ну.

К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ-ет, что между моральным или аморальным поведением человека и его счастьем не существует необходимого соответствия. Противоречие м/д моральным поведением человека и результатом этого поведения в эмпирич-ой жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, к-ое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соотв-ет осуществлению в мире “умопостигаемом”. Существуют понятия как свобода, бессмертие и бог объясняется по К. верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование “практического разума”.

 

24. Гносеологическая позиция Канта.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в к-ом мыслится связь м/д двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. 3 основные способности познания: чувственности, рассудка, разума.

В «Критике чистого разума» сформулировал вопрос «Что я могу знать?» и обосновал средствами разума самих условий и возможностей человеч-ого познания.

В своей теории познания разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеч-ого сознания, можно прийти к объективному знанию. К. делает предположение о том, что существует какая-то соразмерность м/д сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека. позднее, в 20в., был разработан антропный принцип в космологии, согласно к-ому мир изначально устроен так, что в нем заложена возможность сознания (Кант не занимался его разработкой, но сама идея была выдвинута им).

Прежде чем познавать что-то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у К. выступают априорные формы познания, т.е. не зависящие ни от какого опыта, доопытные, или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир.

Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант опр-ет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок.

Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта выступают пр-во и время, служащие формой орг-ции и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не смог бы ориентироваться в нем.

Априорными формами рассудка выступают наиболее общие понятия – категории (единства, множества, цельности, реальности и др.), к-ые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких-бы то ни было предметов, их свойств и отношений.

Т.о., человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2038; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.