КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории философской системы Гегеля
Учение о методе в философии Гегеля. Вклад Гегеля в развитие философии опр-ется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе к-ого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения». Противоречие есть единство взаимоисключающих и одновременно взимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Это касается и гегелевской трактовки взаимоотношений различных философских систем: они сменяют друг друга, наращивая все новые открытия, к-ые не пропадают во времени, а переходят из одной системы в другую, причем каждый раз в новом качестве (т.е. меняется место и значение того или иного фрагмента знания в общей картине мира). Составляющая первооснову мира абсолютная идея также обязана подчиниться триаде – тезису, антитезису и синтезу: сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа – праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»). «Чистые логические сущности» - первая фаза развития абсолютной идеи – это логические з-ны и категории, т.е. наиболее общие понятия, универсальные формы мышления, в к-ых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Т.е., Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли. Духа. Двигательную же силу понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории – «ничто» (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать). «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». Постоянный же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно м/быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», к-ые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с нек-ой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», «тождественной с бытием определенностью». Качественная хар-ка бытия неизбежно тянет за собой «кол-во», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е. никакие пределы, внутри к-ых изменение кол-ва не ведет к смене качества). Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, к-ые, по Г., существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное сод-ие всех вещей и процессов нашего мира, в существовании к-ого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.
Русская философия (19–20вв.) обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. В 19в. «Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли» (В.В. Зеньковский). Русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильно религиозное начало), и не космоцентрична (хотя и не чужда натурфилософским исканиям), а пр.вс. антропоцентрична, историософична и привержена социальной проблематике: («Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории»). (+Введенский, Бердяев и др.). Особенности развития русской философии: (необходимо учитывать) · Условия ее существования – по сравнению с западноевропейским были крайне неблагоприятными. В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали Кант, Шиллинг, Гегель и др. в России преподавание философии находилось под строжайшим гос.контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Вплоть до вт.пол.19в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения. · Культурно-исторический фон, на к-ом она формировалась. В России в ходе ее истории произошло переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования. А.Ф. Лосев показал, что рус.философия в отличие от западноевропейской чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она «представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего». · В ней представлены все основные направления философского мышления: онтология, гносеология, этика, эстетика и т.д. Также есть ведущие для нее темы: тема России, постижения смысла ее существования в истории (с этой темы начиналось становление рус.философской мысли), и тема человека, его судьбы и смысла жизни.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |