Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Н.А. Бердяева




Центральным пунктом философского творчества ряда оказавшихся в эмиграции русских философов стало понятие «Русская идея», выдвинутое еще Соловьевым. По Бердяеву оно включает в себя особ-ти русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы зарождения и развития русского социализма, нравственные искания русской классической лит-ры, русский религиозный Ренессанс нач.20в., культурно-этнические особ-ти русской нации и многое другое.

Выступил не только против идей евразийства, но и против представлений Вл. Соловьева о том, что судьбы России неразрывно связаны с идеями христианства. По его мнению, рус.философская мысль 19–20в. выработала самобытную национальную концепцию к-ры, к-ая отражает в полной мере хар-ер и призвание русского народа.

По Бердяеву, рус. философия убедительно показала, что русская и европейская к-ры несопоставимы, не несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это св-во русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения.

 

При всей фрагментарности и субъективности философии Бердяева (1874–1948) в ней м/выделить ведущие темы:

- моральная тема, главная из всех;

- проблема сущности и существования человека;

- историческая, социальная тема.

· Главная из тем, явл. проблема нравственной природы человека. своеобразие этической концепции Б. состоит в том, что моральный з-н для него не статичен, а динамичен.. постижение людьми божественного з-на является длительным процессом, в к-ом разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Б. выделяет три ее основные формы:

- Этика закона – древнейший ее вид, свод опр-ых запретов, табу, она держится на страхе, насилии.

- Этика искупления – более высокая ступень развития морали – в ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью.

- Этика творчества – высшая ступень развития морали – достигая в процессе самопознания этого высшего уровня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе, преодолевает эгоизм. По Б., именно в творчестве человек становится соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим».

Своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей по его мнению, не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга.

Этические проблемы занимают особое место в творчестве Б.. поэтому его философию наз. философией панморализма.

· Тема человека. По мнению Б., чел является абсолютным центром всего бытия. Идее личности должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Рассматривая человеч-ую личность в качестве высшей ценности, Б. считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Его также относят к числу ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии – экзистенциализма, или философии человеч-ого существования.

· Историософия. Исторический процесс для него – сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначального небытия. Во всей всемирной истории наиболее позитивно оценивает период Средневековья.

Истоки кризиса современной цив-ции состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Выход из него – возврат на новый, высший уровень к «вечной правде христианства».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.