Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение древнегреческого философа Зенона об апориях




Философское учение Парменида.

Философские позиции Элейской школы.

Труды философов Элейской школы ознаменовали переход от протофилософского к философскому знанию. Элеаты сделали серьезный шаг вперед от некритически-нерасчлененного мышления 1-ых философов к логическому прояснению сложившихся философских представлений и выработке новых философских понятий. à 6–5вв. до н.э. – Южн. Италия.

Гл. идея: бытие есть, а небытия нет; бытие едино и неделимо; бытие познаваемо.

Ксенофан (6–5в. до н.э.) критиковал представления о множестве богов. Он пантеист. Мир вечен и неучтожим, пред.собой нечто единое и это единое и есть Бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет – есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение.

Парменид (6–5в. до н.э.). Мир – шар, в к-ом нигде нет пустоты и, следовательно, возможности движения. Всякая мысль есть – мысль о существующем. Поэтому несущественного никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями.

Зенон (480–430гг. до н.э.) доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям – оно не может осуществиться, т.е. то, что нельзя мыслить, не существует.

 

Учение о бытие в разделе философии наз. онтологией. Ввел это понятие Парменид. В отличие от всех предшествующих философов обосновал неизменную сущность бытия, к-ое устойчиво, неизменно и неподвижно, оно не уничтожается.

В центре внимания П. были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. «Бытие есть, а небытия нет» - то, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.

Вечность бытия и его единство для П. неразрывно связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое, неделимое бытие, по П., неподвижно.

Парменид относится к 1-ой форме историч-ого наивного материализма.

 

Зенон (480–430гг. до н.э.). Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Парменида (апории). Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям – оно не может осуществиться, т.е. то, что нельзя мыслить, не существует. Напр., для того, чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в опр-ом месте и не находиться в нем, но это противоречиво – невозможно.

Апории Зенона: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион».

 

10. Демокрит – античный философ, автор атомистической трактовки бытия.

В атомистическом учении Демокритом была выдвинута идея множественного первоначала, к-ая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Исходил из того, что, не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие как пустоту.

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем. Пр.всего объяснялось единство мира. Атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов.

 

 

К концу 5в. до н.э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее теоретически развитую форму классической натурфилософии.

Одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд, по к-ому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Атомы и пустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действит-ти. Однако он не отрицает реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому он не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. Для объяснения реального многообразия действит-ти Д. допускает, что атомы различны по форме, порядку и положению. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.