КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское учение Спинозы
Декартова программа построения системы знаний, покоящихся на едином основании, получила завершенное воплощение в философии Спинозы (1632–77). В отличие от дуалистической философии Декарта, философия Спинозы носит монистический хар-ер, являясь учением о единой всеобъемлющей субстанции, к-ая есть все, как и все есть субстанция. Субстанция для С. – непосредственно данное, сущность к-ого заключает в себе необходимое существование. Так понятая субстанция есть то, что называют природой или Богом. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции или ее модусами. Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств (атрибутов), составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление. Движение рассматривалось как один из модусов вещей. Исследовав природу субстанций, С. переходит к исследованию познавательной деят-ти человека. Он признает врожденную способность человека приобретать знания. Задача человека заключается в том, чтобы совершенствовать эту врожденную способность к приобретению знаний. Спиноза различает четыре способа приобретения знания: 1- Знания понаслышке – этот способ С. сразу отбрасывает, упоминая о нем лишь с целью исчерпать все пути, по к-ым человек приобретает знания. 2- Знания из беспорядочного опыта, т.е. опыта, к-ый определяется разумом и к-ый называется беспорядочным потому, что наблюдение носит случайный характер. Этот способ С. ограничивает житейским обиходом. Поэтому этот способ д/быть исключен. 3- Нахождение причин на основании следствий или выведении сущности вещи из нек-ого общего понятия. Этот путь познания, являясь научным, не дает внутреннего достоверного, соответствующего объекту и строго необходимого знания, т.к. свойства вещи не воспринимаются непосредственно ч/з ее сущность. 4- Познание, при к-ом вещь воспринимается единственно ч/з ее сущность. Только этот способ познания – интуитивный – дает нам безошибочное, адекватное, строго соответствующее сущности вещи знание. Интуиция у С. – не мистическая интуиция, а рационалистическое познание сущности вещи на основе постижения сущности субстанции. Учение о субстанции – это учение о человеке, о его нравственности, о мудром восприятии жизни. «Свобода есть познанная необходимость», – путь человека к свободе. В результате человек приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и преходящий хар-ер перипетий своей жизни.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |