Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система школ и развитие идей просвещения в период ВКЛ




Развитие просвещения в период ВКЛ

C момента установления на Руси монголо-татар­ского ига, земли, на которых развивалась белорус­ская народность, вошли в состав образованного Ве­ликого княжества Литовского. Оно стало одним из крупнейших государств Европы,

Государственным языком служил белорусский. На этом языке работала канцелярия великого кня­зя, на нем велась переписка со странами Восточной Европы и частично с Польшей, только в дипломати­ческих отношениях со странами Западной Европы по-прежнему в качестве официального языка упо­треблялся латинский. Государственный статут бело­русского языка был потерян в 1697 г., но до конца ХУШ в. он все же существовал как язык книжной культуры, в униатской церкви им пользовались вплоть до отмены унии в 1839 г. Следует подчерк­нуть, что литовский язык никогда не был государст­венным в ВКЛ, а земли, которые в настоящее время стали называться Литвой.

Франциск Скорина 11490-1541. по другим сведе­ниям 1486-1551) стал первым среди всех восточно­славянских народов «в лекарских наук доктором и доктором свободных искусств».

Ф. Скорина. в Праге впервые на русском языке он издает 23 книги Библии с комментариями. Три года спустя в Вильно он продолжает работу по изданию книг на белорус­ском языке. Выходят Апостол и Малая подорожная книжица; Франциск Скорина - великий белорусский про­светитель эпохи Возрождения Среда гуманистов эпохи Возрождения видное ме­сто принадлежит Николаю Гусовскому. Известным, дошедшим до нас произведением Гусовского является поэма «Пес­ня про зубра», написанная на латинском языке. Песня про зубра» была написана в Риме. Другим известным поэтом-латинистом того време­ни был Ян Вислицкий (1480-1520), автор поэмы «Прусская война», в которой рассказывается о бит­ве под Грюнвальдом.

Согласно Люблинской унии (военно-политиче­ский союз) 1569 г. Польша и Великое княжество Ли­товское объединились в одно государство - Речь Посполитую. Шляхетская Речь Посполитая почти непрерывно вела тяжелые войны с 1648 по 1717 г. Они несли гро­мадные бедствия, а порой и полное разрушение, ска­зывались на уменьшении количества населения. В1660 г. практически до последнего строения были уничтоже­ны Брест и Пинск. До основания разрушен Минск, а его меща­не полностью погибли.

Образование и педагогическая мысль активно разви­вались во всех направлениях христианства, которые были достаточно широко представлены в это время в Беларуси: православие, католицизм, униатство, про­тестантство. Наиболее бурно развивались католические школы. Они были представлены иезуитскими коллегиумами, Это были добротные здания, хорошо оборудованные помещения, в которых работали высококвалифици­рованные педагогические кадры. Виленский иезуит­ский коллегиум, открытый в 1570 г., через восемь лет был реорганизован в академию, а на следующий год (1579) стал университетом, первым в Восточной Европе. Ректор академии блестящий проповедник Петр Скарга поддержал унию, С целью привлечения к католичеству местной мо­лодежи обучение в этих учебных заведениях велось не только на латинском, польском, но и на белорус­ском языке.

Протестантам школы были представлены кальвинистскими, лютерантскими и социниантскими

В протестантских школах не все учебные дисциплины преподавались на белорусском языке, однако его изучение в качестве специального предмета счита­лось обязательным. Выпускники этих школ хорошо знали исторические и духовные традиции родного края, стремились работать для его блага.

При братствах создавались православные школы. По организации учебно-вос­питательной работы братские школы не только не уступали, но и во многом превосходили западноевро­пейскую школу. В то время они были самыми демо­кратичными и передовыми, бессословными, осуще­ствляли тесную связь с подателями и общественнос­тью. Каждый член братства имел право посещать школу с целью ознакомления с ее работой. Отдавая ребенка в школу, отец составлял с ректором договор, в котором указывалось, чему его будут учить, а так­же определялись обязанности родителей по отноше­нию к школе.

В школу принимали только мальчиков. Учащие­ся не имели выходных дней: по субботам повторяли выученное за неделю, по воскресеньям проводились беседы о праздниках и правилах поведения, выступ­ления школьных музыкантов, хора и пиитов. Посе­щение учащихся проверялось, за пропуски наказы­вали вплоть до исключения. Школы были двух типов: повышенные и элемен­тарные. В первых углубленно изучались семь свобод­ных искусств. Преподавание в основном велось на славянском языке. Обучение носило активный ха­рактер.

Униатские школы были представлены учебными заведениями. При многих школах открывались театры. Выбор школы определялся уровнем образования, который она давала, т.е. православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в православных. Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие, принадлежит Симону Будному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.